Методы, позволяющие минимизировать транспортные задержки на исследуемом перекрёстке
UTOPIA – система адаптивного управления транспортными потоками, разработанная в Италии для оптимизации параметров этих потоков и предоставления выборочного приоритета общественному транспорту без ущерба для движения частных автомобилей.
Начала разрабатываться в 1980-е годы. Постоянное внедрение инновационных идей и расширение функционала сделали её одной из самых продвинутых ИТС в мире. Сегодня данная система успешно функционирует во многих столицах, городах и городских агломерациях.
Система предоставляет непревзойденную эффективность особенно в условиях повышенной интенсивности дорожного движения и непредвиденных ситуациях.
Она помогает уменьшить автомобильные скопления и загрязнение окружающей среды транспортом в городских областях, так как способствует более оптимальным условиям для транспортных потоков даже в часы-пик.
Обмен свежими данными между соседними перекрёстками производится каждые 3 секунды, а оптимизация управляющих параметров происходит каждые 2 минуты по принципу «простирающегося горизонта».
UTOPIA предлагает широкий выбор стратегий управления, разработанных чтобы подойти под любую конфигурацию дорожной сети. В полностью адаптивном режиме она постоянно отслеживает текущую транспортную ситуацию и предсказывает её возможное развитие, а на основании полученных характеристик транспортных потоков или других состояний дорожной среды оптимизирует управляющую стратегию. Это даёт высокую эффективность даже в непредсказуемых транспортных ситуациях. Можно назначать оценочный, выборочный или абсолютный приоритет определенным видам транспорта (например, автобусам и трамваям, выбившимся из графика) без негативных последствий для остального траффика.
Возможность обмена с другими системами для предоставления данных в информационные службы или обработки запросов на предоставление приоритета для спецтранспорта (скорая помощь, пожарная охрана).
Сведём все вышеизложенные сведения о ИТС в таблицу 3.2, уделив внимание лишь ключевым аспектам и добавив приблизительные стоимости установки каждой из систем.
Таблица 3.2 Приблизительная величина затрат и полученного эффекта от использования зарубежных аналогов внедряемой системы
Показатель |
Модель ИТС | ||
SCOOT |
ACS-Lite |
UTOPIA | |
Поколение |
3 |
3 |
4 |
Затраты | |||
Цена за один перекресток, $ США |
От 31372 |
От 40000 |
От 3500 |
Интеграция одного перекрестка в систему, $ США |
Не требуется |
Не требуется |
От 30000 |
Показатель |
Модель ИТС | ||
SCOOT |
ACS-Lite |
UTOPIA | |
Полученный эффект | |||
Среднегодовая выгода, $ США |
141174 |
- |
- |
наибольшее сокращение задержек автотранспорта, % |
29 |
50 |
25 |
Наибольшее сокращение времени остановки, % |
25 |
15 |
50 |
Снижение расхода топлива, % |
5,7 |
10 |
- |
Снижение вредных выбросов в атмосферу, % |
3,7 |
5 |
10 |
Увеличение скорости сообщения общественного транспорта, % |
- |
35 |
- |