Компоновочный расчет пожарной насосной станции
Разработка компоновочной схемы ПА начинается с определения его собственной (снаряженной) массы без учета массы надстройки. С учетом коэффициента снаряженной массы, собственная масса снаряженного ПА – mС определяется как:
mС = mН.q, (2)
где mН – номинальная грузоподъемность, кг (масса перевозимого пожарного оборудования, без учета массы кузова 1000 кг, вошедшей в собственную массу шасси);
q – коэффициент снаряженной массы.
mС = 6500. 0,68 = 4420 кг.
Полная масса ПА – mА (кг) определяется как сумма следующих масс:
mА = mН + mC + 80 z = mН (1 + q) + 80 z, (3)
где z – число мест в кабине (салоне) боевого расчета, включая водителя.
mА = 6500. (1 + 0,68) + 80.3 = 11160 кг.
При определении числа осей ПА прежде всего следует учесть единые международные нормы весовых ограничений для автотранспортных средств, обусловленные прочностью дорожных покрытий. Для ПА, относящихся к автомобилям группы Б, предназначенным для эксплуатации по всей сети дорог, допустимая нагрузка на одинарную неуправляемую ось должна быть не более 60000 Н, на одинарную управляемую ось – 45000 Н. Тогда общее число осей – к определяется:
к =(GА – кУGУ) / GНУ + кУ, (4)
где GА – полный вес автомобиля GА= mА.g = 11160. 9,8 = 109368 Н;
g – ускорение свободного падения, м.с-2;
кУ – число управляемых осей;
GУ – весовая нагрузка на управляемую ось, Н;
GНУ – допустимая весовая нагрузка на неуправляемую ось, Н.
к = (109368 – 1. 31000) / 60000 + 1 » 2,3.
Минимальное число осей – кmin определяется из условия возможности установившегося движения ПА с небольшой скоростью в заданных дорожных условиях по сцеплению:
кmin > GА. ymax (1 – 0,3 jР) / (GНУ. jР),
где ymax – максимальное значение коэффициента суммарного сопротивления дороги, для расчетов принимается 0,150;
jР – расчетный коэффициент сцепления, принимается равным 0,4.
кmin = 2 > 109368. 0,15 (1 – 0,3. 0,4) / (60000. 0,4) = 0,6.
Колесная база – L является одним из наиболее важных параметров конструкции ПА. Ее значение определяется в соответствии с формулой:
L = GН (lК + D + 0,5 lПЛ) / (GН + G0 – G1), (5)
где GН – номинальный вес груза, Н;
lК – расстояние от передней оси автомобиля до задней стенки кабины, мм;
D – зазор между задней стенкой кабины и кузовом D @ 100 мм;
lПЛ – длина грузовой платформы, выбирается по прототипу или в зависимости от габаритов размещаемого оборудования, мм;
G0, G1 – весовая нагрузка на переднюю ось автомобиля без груза и с грузом, Н.
L = 68110 (1500 + 100 + 0,5. 4600) / (68110 + 28026 – 35033) = 4347 мм.