Транзитный потенциал транспортных коридоров
Таким образом, по территории РФ проходят реально действующие транспортные коммуникации, способные обеспечить потребности евразийского грузопотока. Вместе с тем, конкурентоспособность МТК, проходящих по российской территории, является невысокой. Это связано, в том числе, с проблемами правового регулирования. Специалисты выделяют следующие сферы: таможенное регулирование, страхование грузов, тарифное регулирование, транспортная безопасность, организационно-техническое регулирование, сертификация и лицензирование, экологическое регулирование, требования к транспортной документации, визовый режим и др. Россия должна активно использовать свой транзитный потенциал на основе имеющихся маршрутов. Это должно являться одной из приоритетных задач внешней и внутренней отечественной политики. Интенсификация движения транзитных грузопотоков по территории России обеспечит дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, будет стимулировать развитие различных отраслей экономики и создаст дополнительные рабочие места.
Особую роль в этом процессе призваны сыграть международно-правовые инструменты – многосторонние международные соглашения в области транспорта, подлежащие заключению, прежде всего в сфере унификации норм, относящихся к автомобильному и железнодорожному транспорту и международным автомобильным и железнодорожным перевозкам, в рамках имеющихся объединений – СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, например, такой акт, как Соглашение «О согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ» от 14 ноября 2008 г., а также акты «мягкого права» – Решение Совета глав правительств СНГ «Об основных направлениях развития рынка международных автотранспортных услуг» от 14 ноября 2008 г., Концепция формирования единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества (Утверждена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 25 января 2008 г.) и др. Несмотря на видимую экономическую выгодность, транзитные возможности евразийских МТК, проходящих по территории РФ, используются неэффективно. Президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин отметил в феврале 2010 года: «Нам очень внимательно нужно посмотреть на проекты, которые позволят России максимально использовать ее естественное конкурентное преимущество… в качестве транзитной страны… Сейчас этот потенциал, сравнимый с нашими нефтегазовыми доходами, используется не больше, чем на 10 %» [3] . Международно-правовое закрепление маршрутов МТК, как в рамках конвенций, так и факультативного регулирования, способно значительно повысить их конкурентоспособность. В свете этого представляются необходимыми заключение конвенции о МТК «Транссиб» и более активная реализация норм Соглашения о МТК «Север–Юг» с использованием так называемого «мягкого права» в рамках СНГ и ЕврАзЭс.
Создание и развитие любого транспортного маршрута подразумевает не только внутренние усилия транспортников. Международное движение грузопотоков организовано и функционирует в многофакторной системе координат. В части касающейся развития евроазиатского транзита по территории России у нас имеются как сторонники, так и те, кто нас не поддерживает, а также страны нейтрально-прагматичной ориентации.
К числу сторонников развития транзитных грузоперевозок по территории России следует отнести, во-первых, Финляндию. Наличие крупных портовых мощностей на Балтике и развитие новых безусловно заставляет их задумываться о загрузке. Являясь членом ЕС, финны пытаются, и не без успеха, создать на границе истинные «врата ЕС в Россию». Они имеют хороший опыт работы на Транссибе еще с советских времен. Заинтересованы в развитии российского транзита и прибалты, для которых транзит, в основном российский, - бюджетообразующий фактор (до 25-30% ВВП).
К сторонникам вероятно следует отнести Корею, Казахстан, Монголию, Японию. Так, конструктивную позицию занимает Казахстан, использующий российские транспортные системы. Японские компании хорошо изучили возможности Транссибирской магистрали, имеют устойчивый интерес к полезным ископаемым, другим природным ресурсам Сибири, старательно и конструктивно работают по транспортной тематике, исходят из приоритетов экономии.
В условиях значительной зависимости экономики России и государственного бюджета от сырьевого экспорта и цен на энергоносители, особую важность имеют усилия государства и частных экономических субъектов, направленные на диверсификацию экспортных доходов. Одним из источников таких доходов могли бы стать поступления от обработки и транспортировки грузов, идущих транзитом через нашу страну. С точки зрения транзитного потенциала направление «Азия-Европа» является основным в силу того, что этот маршрут является наиболее востребованным в мировых перевозках, а так же поскольку данные перевозки проходят максимальный путь – свыше десяти тысяч километров – по территории Российской Федерации. Привлечение транзитных грузопотоков могло бы иметь важное значение не только с точки зрения коммерческой выгоды, но и с более широких позиций национальной безопасности: военной, промышленной, экономической, технологической и других ее составляющих. Таким образом, транзит играет большую роль в экономике России. Эта задача национального масштаба имеет прямую связь с изменением структурной политики и экономической стратегии государства. Она коренным образом влияет на геополитическое позиционирование России и имеет шанс стать одним из факторов, стимулирующих развитие не только транспортного комплекса, но и экономики России в целом.