Потенциал Евроазиатского транзита
Транспортная система Российской Федерации по праву относится к числу ведущих мировых транспортных систем. В России развиты и успешно эксплуатируются все основные виды транспорта общего пользования: железнодорожный, воздушный, внутренний водный, морской, автомобильный и трубопроводный.
Расширение рынков сбыта и международное разделение труда усилили территориальный разрыв между местами производства и потребления товаров и привели к существенному росту объемов и номенклатуры транснациональных грузопотоков. В этих условиях деятельность транспорта становится также глобальной: усиливается взаимодействие всех видов транспорта на всем протяжении цепи поставок продукции; происходит интеграция транспортных систем отдельных стран в единую мировую транспортную систему, обслуживающую потоки грузов между странами и континентами. В аспекте глобализации мировой экономики представляет интерес для изучения концепция транзитного потенциала транспортной системы. Эта задача приобретает особую актуальность в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Россия занимает уникальное географическое положение — располагается посреди трех мировых политических и экономических полюсов: Европой — Юго–Восточной Азией — Северной Америкой. Доля потоков грузов между этими регионами составляет около половины от общего объема международного товарооборота [2]. Под транзитом понимается перемещение через территорию страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер государственной экономической политики. Под транзитным потенциалом транспортной системы понимается ее способность обеспечивать высокий уровень пропускной способности транзитных потоков грузов в международном сообщении.
Привлечение в Россию международного транзитного грузопотока является важной задачей политического, экономического и социального характера [4]. Государственная важность этой задачи для Российской Федерации обуславливается тем, что максимальное использование конкурентных преимуществ, в первую очередь выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны, может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в России экономической ситуации.
Решение этой задачи позволит сделать экспорт транспортных услуг такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров. Транзит обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней, стимулирует развитие транспортной и сервисной инфраструктуры, способствует созданию дополнительных рабочих мест. Многие страны Евросоюза, в том числе, Прибалтийские, Украина и Белоруссия, очень выгодно используют свое географическое положение и транспортную инфраструктуру. Для них транзит является существенной статьей доходов и рычагом политических влияний. Развитие российского транзита также позволит оживить экономики регионов Сибири и Дальнего Востока, по которым проходят транспортные коридоры России.
Активизация транспортных сообщений даст толчок к развитию дорожной инфраструктуры территорий, богатых полезными ископаемыми, что будет способствовать и помогать росту производства и занятости населения.