Транзитный потенциал транспортных коридоров
Восток- Запад
Основой международного коридора “Восток-Запад” является Транссибирская магистраль, берущая начало во Владивостоке. Однако в настоящее время она загружена не более чем на 30 процентов своей мощности, а по контейнерным перевозкам - на 20 процентов.
Основное конкурентное преимущество транзитных перевозок через Транссиб по сравнению с альтернативным морским путем доставки заключается в более коротких сроках – около 14-16 дней на перевозку контейнера из Южной Кореи до Финляндии по сравнению с 40-45 днями на морском маршруте, проходящим через Суэцкий канал и огибающем всю Европу. В печати называются различные оценки возможности переключения транзитных грузопотоков для перевозки через Россию. Нередко эти оценки носят неадекватно оптимистический характер, в частности, в ряде публикаций оценка потенциальных бюджетных доходов от транзита достигает умопомрачительной цифры в 20 млрд. долл. в год. Трезвый анализ показывает, что в 4-5-летней перспективе реалистичным является привлечение годового грузопотока в объеме 600-800 тыс. контейнеров. Это прежде всего дорогие грузы, более чувствительные к срокам доставки, грузы, направляющиеся в Северную Европу, а также грузы, для которых необходимо иметь запасной транспортный маршрут на случай усиления напряженности в районе Персидского залива или Суэцкого канала, которая может привести к задержкам судов-контейнеровозов. Такой грузопоток способен принести около 2 млрд. дополнительной выручки российским транспортным компаниям, прежде всего, ОАО «Российские железные дороги». Это значительная сумма, но для реализации данного сценария необходимо проделать большую работу.
Важнейшим определяющим фактором эффективности любого МТК на современном этапе является его конкурентоспособность в рамках процесса всемирной (глобальной) конкуренции. Основными конкурентами МТК «Транссиб» на рынке евразийских трансконтинентальных перевозок являются: южный морской маршрут через Суэцкий канал (именно по нему проходит наибольшая часть грузов); сухопутные маршруты, предлагаемые КНР (Трансазиатская магистраль, или «Великий шелковый путь»). Китай прилагает большие усилия для реализации проекта по созданию Транскитайской железнодорожной магистрали, которая идет в обход территории России и Казахстана. Магистраль начинается от порта Ляньюнгань, идет провинции Аньхой, Хэнань, Шэньси и Ганьсу до города Урумчи. Далее через южное подножие Тянь-Шаня и Таримскую впадину по уже имеющейся двухпутной железной дороге в Кашгарию (граница с Кыргызстаном). Отрезок пути от Урумчи до Кашгара уже введен в действие. Затем от гг. Ош и Бишкек "шелковый" путь пойдет на Ташкент и Самарканд, а оттуда в Туркмению и Иран. Используя железнодорожную сеть Ирана, можно сообщаться через Турцию с Европой, с Ормузским проливом (порт Бендер-Аббас), с Персидским заливом, с портом Амирабад (Иран) на Каспийском море. Завершается путь в Турции и в Восточной Европе. Новый "шелковый" путь в Европу будет равен 10800 км, что на 1300 км короче Транссиба. В 1996 году была построена дорога Мешхед (Иран) - Серахс - Теджен (Туркмения). Единственным препятствием для ввода в эксплуатацию Транскитайской железнодорожной магистрали является не построенный 200-км отрезок дороги от г. Ош до Кашгара. Помимо Китая в эксплуатации дороги заинтересованы такие государства как Япония, Южная Корея и КНДР, некоторые другие страны АТР.
В настоящее время прорабатывается вопрос о создании железнодорожного коридора КНР (Ляньюнгань – Аланьшоу) – Казахстан (Дружба – Алма-Ата) – Россия (Екатеринбург – Москва) – Белоруссия (Минск – Брест) – Польша – Германия. Проведены специальные совещания экспертов по организации контейнерных перевозок, в ближайшее время ожидается «прогон» первого специализированного контейнерного поезда по маршруту КНР – Германия. Данный проект будучи конкурентом Транссиба в известной мере противоречит ТРАСЕКЕ [2].
Помимо указанных выше известны и другие, которые заявлены официально. Речь идет о таких маршрутах, как Сирия – Турция – Европа, Пакистан – Иран – Турция – Европа, Лондон – Сингапур. Однако следует отметить, что в них зачастую превалируют политические амбиции.
В целом для России появление и развитие «Шелкового пути» и его ответвлений представляет серьезную проблему. Даже использование вариантов, проходящих по российской территории, повлечет недополучение прибыли для отечественных организаций (в частности, дальневосточных портов), связанных с перевозочным процессом, меньшую трудовую занятость российских граждан, меньший объем налоговых поступлений для государства. В свете этого России следует максимально использовать преимущества МТК «Транссиб». Среди них можно выделить следующие: во-первых, меньшая стоимость доставки грузов (доставка контейнера по МТК «Транссиб» составляет около 900 долларов США, доставка контейнера по ТАЖД и далее морем обходится примерно в 1000 долларов США); во-вторых, меньшие сроки доставки грузов (срок перевозки контейнера по МТК «Транссиб» составляет 11–12 суток, по трансокеанским южным маршрутам – 30–35 суток, срок доставки по МТК «Транссиб» не превышает срок доставки по ТАЖД); в-третьих, отсутствие проблем противоречия интересов разных стран (основная часть МТК Транссиб проходит по территории РФ, в то время как трансазиатская магистраль затрагивает территорию нескольких государств, в том числе со сложной политической обстановкой); в-четвертых, наличие реальной возможности для крупномасштабных перевозок (Транссибирская магистраль функционирует более 100 лет, имеется огромный опыт и реальные возможности для международных транзитных перевозок); в-пятых, сравнительно высокий уровень технической оснащенности и пропускной способности российских железных дорог по сравнению с дорогами азиатских стран в настоящее время; в-шестых, минимальное количество перевалки грузов и стыковок железнодорожных путей с разной колеей.Для более эффективного использования МТК «Транссиб» и его вышеуказанных преимуществ имеет смысл заключить конвенцию о МТК «Транссиб» с участием России, европейских стран, ряда государств – бывших республик СССР. В конвенции как минимум необходимо закрепить маршрут и общие стандарты для транспортной инфраструктуры данного МТК.