Методы оценки эксплуатационного состояния автомобильных дорог
Определить следующие эксплуатационные характеристики дороги: показатель обеспеченности расчетной скорости, уровень загрузки дороги движением, показатели аварийности, ровности, сцепных качеств покрытия, а также показатели прочности нежестких дорожных одежд на основе данных испытаний характеристики состояния покрытия в зависимости от вида и количества дефектов по данным визуального обследования. По результатам расчёта необходимо назначить состав работ по содержанию и ремонту асфальтобетонного покрытия дорожной одежды.
Таблица 1. Исходные данные для оценки показателей технико–эксплуатационного состояния дороги.
Вариант задания |
Фактические показатели ТЭС дороги |
||||
V ф max, км/ч |
Nф, авт/сут |
Пропускная способность, авт/сут |
Каф |
φф |
|
6 |
100 |
6700 |
10000 |
25 |
0,26 |
Примечания:
1. Значения коэффициента сцепления определялись ПКРС 2 с протектором без рисунка.
2. Для дорог с фактической интенсивностью движения менее 4000 авт/сут пропускную способность не проверяют.
Таблица 2. Исходные данные для визуальной оценки состояния дорожной одежды.
№ пп. |
Состояние покрытия и характер повреждения |
Длина участка, м |
1. |
Отдельные трещины на расстоянии 20–40 м между трещинами |
- |
Тоже на расстоянии 10–20м |
- |
|
2. |
Редкие трещины на расстоянии между соседними |
|
трещинами 8–10 м |
- |
|
То же 6–8 м |
- |
|
То же 4–6 м |
- |
|
3. |
Частые трещины на расстоянии между соседними |
|
трещинами 3–4 м |
300 |
|
То же 2–3 м |
200 |
|
То же 1–2 м |
250 |
|
4. |
Сетка трещин при относительной площади, занимаемой |
|
сеткой, менее 30 % |
380 |
|
То же 30–60% |
340 |
|
То же 60–90% |
120 |
|
5. |
Колейность при средней глубине колей 5 мм |
300 |
То же 5–10 мм |
320 |
|
То же 10 мм |
250 |
|
6. |
Просадки при относительной площади просадок 20% |
- |
То же 20–50% |
- |
|
7. |
Проломы дорожной одежды при относительной площади, |
25 |
занимаемой проломами, 10% |
Таблица 3. Исходные данные для оценки прочности дорожных одежд.
Параметры |
Значения |
Категория дороги |
II |
Приведённая интенсивность движения Nnp, ед./сут |
390 |
Дорожно–климатическая зона |
III |
Грунт земляного полотна |
Супесь пылеватый |
Тип местности по увлажнению |
2 |
Относительная влажность грунта |
0,77 |
Тип покрытия |
Капитальный |
Общая толщина дорожной одежды, м |
0,73 |
Толщина песчаного слоя, м |
0,35 |
Толщина асфальтобетона, м |
0,14 |
Марка асфальтобетона, м |
II |
Температура асфальтобетона, С0 |
10 |
Вид испытаний |
Статические |
Вид нагружений или установки |
Жесткий штамп |
Диаметр штампа, м |
0,357 |
Для испытательной установки УДН–НК диаметр отпечатка колеса определяется по формуле:
, Q=50 кН; PШ=0,6 МПа
Таблица 4. Прогибы дорожных одежд.
Номер точек |
Прогиб нежёсткой дорожной одежды, мм, по вариантам задания |
6 |
|
1 |
1,10 |
2 |
1,12 |
3 |
1,03 |
4 |
1,25 |
5 |
1,23 |
6 |
1,18 |
7 |
1,02 |
8 |
1,34 |
9 |
1,31 |
10 |
1,20 |
Таблица 5. Исходные данные для оценки ровности покрытий.
Варианты задания |
Показания измерительных приборов, см/км |
Количество просветов под рейкой >6мм, % |
|
Толчкомер |
ПКРС–2 |
||
6 |
7 |
Таблица 6. Исходные данные: влияние параметров автомобильной дороги на скорость движения автомобиля.
Вариант задания |
Расчётные схемы |
6 |
Движение на трехполосной проезжей части при отсутствии разметки |
Эксплуатационное состояние дороги – степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, изменяющихся в процессе эксплуатации под воздействием нагрузок транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания. Основные технико–эксплуатационные характеристики, по которым оценивается состояние дороги: обеспеченная скорость движения автомобилей пропускная способность и уровень загрузки дороги движением, безопасность движения, прочность дорожной одежды, ровность и сцепные качества покрытия. В зависимости от значений показателей этих параметров и характеристик назначаются работы по содержанию и ремонту дорог.
Содержание дорог в весенний, летний и осенний периоды включает работы по систематическому уходу за дорогой для поддержания ее в надлежащем состоянии в течение всего года. К содержанию относятся также следующие работы: устранение выбоин, раковин, трещин, отдельных волн, бугров, наплывов и т. п. в асфальтобетонных покрытиях; работы по профилактической защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений (пропитка); работы по ликвидации выбоин, раковин, по ликвидации кромок и углов плит, а также по заливке трещин и швов в цементобетонных покрытиях. Кроме того, к содержанию относятся работы по устранению местных просадок и вспучиваний для всех типов покрытий.
Ремонт дорожных одежд заключается в работах по восстановлению слоя износа, улучшению ровности, повышению шероховатости и сцепных качеств покрытия, по усилению дорожных одежд и уширению проезжей части.
- Оценка обеспеченности расчетной скорости
- Оценка безопасности дороги
- Оценка уровня загрузки дороги движением
- Оценка ровности покрытия дорог
- Оценка сцепных качеств покрытия дорог
- Визуальная оценка состояния дорожной одежды
- Оценка прочности дорожных одежд
- Определение фактического модуля упругости нежёсткой дорожной одежды на основе данных испытаний
- Обработка результатов измерений
- Определение требуемых расчетных модулей упругости нежестких дорожных одежд
- Оценка прочности нежёсткой дорожной одежды по данным испытаний исходные данные
- Содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений
- Ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений
- Безопасность движения
- Ямочный ремонт