Дальневосточные железнодорожники в годы Великой Отечественной войны
Благодаря заботам Коммунистической партии об обороноспособности страны, героическому труду советского народа в предвоенный период в Сибири и на Дальнем Востоке были созданы мощные индустриальные центры. Однако полностью удовлетворить потребности местных войск местными ресурсами не представлялось возможным. Многие материальные средства пришлось возить из глубины страны. Большая удаленность театра военных действий, наличие одной железнодорожной магистрали, а также ограниченность путей сообщения на территории Маньчжурии наложили свой отпечаток на устройство тыла и материальное обеспечение военных операций.
Ответственную и большую работу в обстановке войны провели транспортники Дальнего Востока. Перестроив свою деятельность на военный лад, организовав перевозку военных и народнохозяйственных грузов, они одними из первых откликнулись на призыв ЦК ВКП (б) об организации Всесоюзного социалистического соревнования. В период развертывания Всесоюзного социалистического соревнования более активный характер приобрела борьба за скоростную обработку и продвижение поездов. В июле 1942г. Приморская железная дорога во Всесоюзном социалистическом соревновании заняла второе место в стране. Участие в этом соревновании содействовало развитию лунинского движения на железнодорожном транспорте. На Приморской железной дороге в начале января 1942г. удельный вес лунинцев в общей массе работающих составлял 62,9%, а в октябре того же года он достиг 77%. Скоростная обработка и продвижение поездов вместе с лунинским движением давали хороший экономический эффект, приносили нашему государству материальные выгоды. Они оказывали положительное влияние на среднесуточный пробег паровоза. Если в 1940г. на Дальневосточной и Приморской железных дорогах среднесуточный пробег паровоза равнялся 253 километрам, то в 1945г. – 288 километрам.