Описание дефектов и методы обнаружения
Дефекты, возникающие у детали в целом – это нарушение целостности (трещины, обломы, разрывы и т.д.), несоответствие формы (изгиб, скручивание, вмятины и др.) и размеров деталей.
Причины нарушения целостности (механические повреждения) – это превышение допустимых нагрузок в процессе эксплуатации, которые работают в условиях циклических, знакопеременных или ударных нагрузок. Если на деталь воздействуют динамические нагрузки, то у них может возникнуть несоответствие размеров, формы (деформации).
Дефекты, возникающие у отдельных поверхностей – несоответствие размеров, формы, взаимного расположения, физико-механических свойств, нарушение целостности. Изменение размеров и формы (нецилиндричность, неплоскостность и .д.) из-за неравномерного износа поверхностей, внутренних напряжений и остаточных деформаций. Физико-механические свойства материала поверхности детали изменяются вследствие нагрева их в процессе работы или износа упрочняющего поверхностного слоя, и выражается снижением твердости. Нарушение целостности поверхности детали вызывается коррозионными, эрозионными или кавитационными поражениями.
В реальных условиях наблюдается сочетание дефектов. Возможные дефекты являются на основе эксплуатации, а также изучения специальных научно - исследовательских работ.
Для выявления дефектов разработано много различных методов и способов:
- внешние дефекты выявляются визуально – оптическим способом (осмотром) с применением или без применения инструментов;
- внутренние невидимые дефекты выявляются в основном, методами неразрушающего контроля магнитно-порошковым, электромагнитным, ультразвуковым, капиллярным, компрессионным.
Дефекты размеров и формы выявляют и измеряют калибрами, штангенциркулями, штангензубомерами, нутромерами, микрометрами, кругломерами, уровнями и другими.
Дефекты расположения поверхностей и осей деталей выявляют и измеряют приборами Бринеля, Роквелла, Виккерса.
Дефекты блока цилиндров устанавливаются тщательным обмером, осмотром и опрессовкой. Осмотром устанавливаются пробоины, сколы, заметные на глаз трещины, срывы резьбы и определяется состояние "зеркала" цилиндров. Во время работы двигателя в верхней части цилиндров сгорает рабочая смесь. Горение сопровождается выделением продуктов окисления-окиси углерода и азота, углекислого газ, сернистого газа, паров воды и других веществ.
При работе двигателя с пониженными температурами (50-60) охлаждающей жидкости и масла часть продуктов окисления и особенно пары воды конденсируются на стенках гильз.
Они растворяют продукты окисления и образуют кислоты, вызывающие коррозию гильз. Эти процессы настолько интенсивны, что в верхнюю часть гильзы цилиндра для увеличения износостойкости запрессована вставка из легированного чугуна.
Во время работы "зеркало" гильзы, кроме коррозии, подвергается и механическому изнашиванию вследствие проникновения в двигатель пыли. Механическое изнашивание происходит больше в верхней части гильзы, так как в этом районе значительно выше давление, чем в нижней части. Внешняя поверхность гильзы может также подвергаться кавитационному изнашиванию. Износ цилиндров и гильз определятся измерениями, которые выполняются нутромерами, оборудованными индикаторными головками.