Характеристика рефрижераторного подвижного состава
На сети железных дорог страны эксплуатируются пяти-вагонные секции трех типов: ZA-5, ZB-5, БМЗ-5, а также автономные рефрижераторные вагоны АРВ и крытые.
Секция ZA-5
состоит из пяти вагонов с кузовом длиной 17 м, имеющими грузовое помещение и машинное отделение. Третий вагон имеет помещение дизель – электростанцию. Второй вагон - служебное помещение. Они соединены переходной площадкой с защитной гармоникой. Пятый вагон имеет тормозную площадку. Секция ZA-5 имеет грузоподъемность-178 т, погрузочный объем грузового помещения 318 м3, погрузочную площадь 145 м2, температуру в грузовом помещении –15ос. Холодильное оборудование каждого вагона состоит из двух компрессионных установок. Производительность каждой из них обеспечивает 75% максимальной потребности в холоде и составляет при перевозке мороженного груза 5500 Вт, при охлаждении плодоовощей-12800 Вт. Средний коэффициент теплоотдачи 0,35 Вт/(м2, оС). Служебное помещение рассчитано на три человека.
Секция ZB-5 состоит из четырех грузовых вагонов с кузовом длиной 21 м, имеющих два машинных отделения, и центрального вагона с дизель электростанцией и служебным помещением с кузовом длиной 17 м. Грузоподъемность секции-164 т, погрузочный объем грузового помещения-400 м3, погрузочная площадь-182 м2, температура в грузовом помещении –20ос. Средний коэффициент теплопередачи с учетом старения 0,45 Вт/(м2, оС). Холодильная установка может работать с температурой испарения от-45о до+5ос при максимальной температуре наружного воздуха +50ос и конденсации +65ос.
Секция БМЗ-5 состоит из четырех грузовых вагонов с кузовом длиной 21 м и вагона с дизель электростанцией и служебным помещением, имеющего кузов длиной 16 м. Вагон – дизель – электростанция имеет дизельное отделение, кабину управления, салон – кухню, котельное помещение, туалет – душевую, тамбур, отделение для отдыха сопровождающей секцию бригады и аккумуляторную.
В целях создания нормальных условий для труда и отдыха обслуживающих бригад вагон оборудован системами водоснабжения, отопления, вентиляции и пожарной сигнализации.
В дизельном отделении установлены два дизель – генератора. Дизель – генератор состоит из дизеля К-461М1 и генератора переменного тока ЕСС5В-93-4У2, соединенных с помощью эластичной муфты и смонтированных на общей фундаментной раме. Для питания дизелей имеется топливная система, состоящая из двух расходных топливных баков по 350л, расположенных под крышей вагона, и двух запасных баков общей емкостью 6700 л, находящихся под рамой вагона. Каждый генератор обеспечивает электроэнергией половину потребителей секции. Параллельная работа двух генераторов на одни шины не допускается. При работе одного генератора напряжение может подаваться на шины всех вагонов секции. В дизельном отделении установлен верстак с тисками и набором инструмента для проведения профилактических и ремонтных работ обслуживающей бригадой.
Кабина управления предназначена для дежурного механика, обеспечивающего технологическое обслуживание дизельного, электрического и холодильного оборудования рефрижераторной секции. В кабине установлен главный распределительный щит, на котором смонтированы приборы контроля за работой дизель-генераторов (вольтметры, амперметры, частотомеры), дистанционного включения и управления работой холодильно – нагревательных установок, а также самопишущий прибор контроля температуры воздуха в грузовых вагонах и переговорное устройство. перевозка скоропортящийся груз компрессор
В кухне-салоне установлены: плита для приготовления пищи, работающая на жидком топливе, с подогревателем воды, раковина-мойка, холодильник, стол, радиоприемник, полка для книг и стулья. Над кухней установлен бак (2000л) для питьевой воды.
Секции комплектуют переносным радиоприемником и телевизором.
Помещение кабины управления имеет принудительную вытяжную вентиляцию, состоящую из одного осевого вентилятора, смонтированного в кожухе на крыше вагона. Система пожарной сигнализации служит для звукового и светового оповещения обслуживающего персонала о повышении температуры воздуха в местах установки специальных датчиков.