Определение емкости рынка выбранного района
Число автомобилей, которые нуждаются в ремонте кузова в течение определенного периода времени, например года, можно определить по формуле, приведенной в исследованиях канд. экон. наук Б. Бармакова
,
где Ni — число автомобилей в возрастной группе за этот период; ka — коэффициент аварийности у возрастных групп легковых автомобилей; Акор — часть автомобилей возрастных групп, которые имеют коррозионные повреждения.
По данным исследований ученого В. Б. Урланиса, аварийность автомобилей ВАЗ зависит от стажа водителей и может быть определена по эмпирической формуле:
ηк=0,109+0,0831/То,
где ηк – число аварий, приходящихся на автомобиль в течение года; То – стаж вождения автомобиля, лет.
Таким образом, если в первую формулу подставить значение второй формулы, то получим: Ак=Ni[(0.109+0.0831/ То)+ Акор].
По данным анкетных исследований, стаж водителей частных автомобилей для наиболее распространенных отечественных марок составляет в среднем 12,9 лет (в частности, ВАЗ — 14,8). С учетом изменений в структуре автопарка в 1997 г., в которой удельный вес автомобилей иностранного производства составлял 6,9 — 20,0 % (в зависимости от региона), и того безусловного факта, что владельцами этих автомобилей в большинстве случаев являются молодые люди, стаж вождения которых приблизительно 5 лет, средний водительский стаж немного уменьшится: он составит 12,25 лет. Число аварий, приходящихся на один автомобиль Ак = (0,109 + 0,0831/12,25) = 0,109 + 0,00677 =0,1158.
Таким образом в течение года из 10 автомобилей 11,6 % имеют повреждения разной сложности, что требует выполнения кузовных и малярных работ. Цифра 11,6 % включает в себя все автомобильные случаи, вследствие которых автомобиль нуждался в соответствующем ремонте. По данным выборки из 1144 актов экспертизы, согласно которым определяются затраты на повреждение автомобиля и их возмещение, 58 % аварий имеют трудоемкость 4,6 чел-ч, 91,5 % — до 35 чел-ч, а удельный вес аварий с трудоемкостью кузовных и малярных работ (150 — 170 чел-ч) представляет собой 1 % общего числа автомобилей.
Для определения числа автомобилей, которые нуждаются в кузовных и малярных работах, нужно знать их количество в возрастных группах и удельный вес в этой группе автомобилей, которые нуждаются в таких работах. Такую информацию предоставляет Государственная инспекция по безопасности дорожного движения (таблица 1).
Табл.1. Информация об автомобилях в данном районе
№ пп |
Фирма |
Количество |
Год выпуска (среднее) |
1 |
ВАЗ |
1119-7,99% |
1993 |
2 |
Ford |
940- 6,71% |
1995 |
3 |
Opel |
853- 6,09% |
1995 |
4 |
Audi |
796- 5,64% |
1992 |
5 |
BMW |
730- 5,21% |
1994 |
6 |
Renault |
712- 5,08% |
1997 |
7 |
Mercedes-Benz |
612- 4,37% |
1994 |
8 |
Mazda |
594- 4,24% |
1996 |
9 |
ГАЗ |
575- 4,11% |
1994 |
10 |
Mitsubishi |
492- 3,51% |
1997 |
11 |
Volkswagen |
474- 3,38% |
1993 |
12 |
Honda |
447- 3,19% |
1997 |
13 |
Toyota |
399- 2,85% |
1998 |
14 |
Nissan |
391- 2,79% |
1998 |
15 |
Volvo |
351- 2,51% |
1997 |
16 |
Hyundai |
347- 2,48% |
2000 |
17 |
Subaru |
286- 2,04% |
1999 |
18 |
Peugeot |
272- 1,94% |
1998 |
19 |
Kia |
265- 1,89% |
2001 |
20 |
Citroen |
255- 1,82% |
1998 |