Расчёт цилиндропоршневой группы
Расчёт поршня
На основании данных теплового расчёта скоростной характеристики получили что:
– Диаметр поршня D=100мм;
– Ход поршня S=86мм;
– Максимальное давление сгорания pz=7,57МПа, при nN=3310 об/мин и действительном давлении сгорания pzd=6,43МПа;
– Площадь поршня Fп=78,5см2;
– Наибольшая нормальная сила Nmax=2864 H, при φ=3900;
– Масса поршневой группы mn=1,18 кг;
– Обороты максимальной скорости, nxx=3975 об/мин, при λ=0,269.
В соответствии с существующими аналогичными двигателями и с учётом соотношений принимаем по таблице 51 [1]:
– Толщина днища поршня δ=9мм;
– Высота поршня Н=105мм;
– Высота юбки поршня hю=75мм;
– Радиальная толщина кольца t=4мм;
– Задиальный зазор кольца в канавке поршня: Δt=0,9мм;
– Толщина стенки головки поршня S=7мм;
– Толщина первой кольцевой перемычки hп=5мм;
– Число масляных каналов в поршне nм/=4 шт;
– Диаметр масляного канала dм=0,9 мм.
Материал поршня – высококремнистый аллюминивый сплав.
αп = 25.10-6 1/град. – коэффициент линейного расширения материала поршня.
Материал гильзы цилиндра – серый чугун.
αв = 11.10-6 1/град.
Напряжение изгиба в днище поршня:
σиз = Pzmax . (ri/δ)2 , (128)
где, ri = (D/2)-(S + t + Δt) = (100/2)-(7 + 4 + 0,9) = 38,1мм.
σиз = 7,57. (38,1/9)2 = 135,7 МПа.
Днище поршня должно быть усилено рёбрами жёсткости.
При наличии у днища рёбер жёсткости расчётное напряжение не превышает допустимого значения [σиз]=50÷150МПа.
Напряжение сжатия в сечении х-х:
σсж=Рzmax/Fx-x МПа, (129)
где Рzmax = рz . Fп = 7,57 . 78,5 . 10-4 = 0,059 МН – максимальная сила давления газов на днище поршня.
Fx-x- площадь сечения х-х.
Fx-x = (π/4) . (dr2-di2) - nм/ . F/ мм2, (130)
где F/- площадь продольного диаметрального сечения масляного канала, мм.
F/ = ((dx-di) / 2) .dм (131)
где – диаметр поршня по дну канавок;
.
.
Напряжение разрыва в сечении Х-Х. Сила инерции возвратно-поступательного движущихся масс определяется для режима максимальной частоты вращения при холостом ходе двигателя.
– Максимальная угловая скорость холостого хода:
, (132)
рад/с.
– Масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х-х, определяется по геометрическим размерам ил по формуле:
(133)
кг.
– Сила инерции возвратно-поступательного движущихся масс определяется для режима максимальной частоты вращения при холостом ходе двигателя.
Максимальная разрывающая сила:
(134)
МН.
– Напряжение разрыва:
(135)
МПа
= 2,78 МПа < [] = 4÷10МПа – для алюминиевых сплавов.
Напряжение в верхней кольцевой перемычке:
Толщина верхней кольцевой перемычки форсированных двигателей с высокой степенью сжатия рассчитывается на срез и и изгиб от действия максимальных газовых усилий.
– Напряжение среза кольцевой перемычки:
τ = 0,0314 . рzмах . D / hп (136)
Мпа.
– Напряжение изгиба:
(137)
Мпа.
– Сложное напряжение:
(138)
Мпа.
= 16,6 МПа < [] = 30 ÷ 40 МПа.
Удельные давления юбки поршня и всей высоты на стенку цилиндра определяются соответственно:
, (139)
где Nmax – наибольшая нормальная сила, действующая на стенку цилиндра при работе двигателя на режиме максимальной мощности;
МПа.