Схемы грузопотоков

Страница 1

Исследование и анализ структуры грузопотоков показали, что в зависимости от рода грузов, расстояния между поставщиком и потребителем, объемов потребления и отправления, а также видов транспорта, участвующего в перевозках, можно выделить следующие схемы (рис. 2.1).

Наиболее простая схема грузопотока (рис. 2.1,а), например, из карьеров, шахт и т.д. непосредственно к потребителю характерна для массовых навалочных грузов. Это могут быть цеха одного предприятия, технологически связанные между собой, когда один выступает в роли поставщика деталей для другого при массовом производстве. Нормальное функционирование такой системы, т.е. в стационарном режиме возможно только при детерминированном производстве, транспортном обслуживании и потреблении. Такая система может функционировать и в неравномерно детерминированных условиях, например, когда поставщик и потребитель находятся в пределах одного предприятия или на небольшом расстоянии при работе в одну, две смены и при любом виде транспорта.

Схема (рис. 2.1,б) грузопотока при наличии промежуточных складов у поставщика и потребителя является более динамичной, чем предыдущая. Она допускает большую стохастичность и может достаточно устойчиво функционировать при наличии случайных факторов и резких колебаний как в сфере производства, так и в сфере транспорта и потребления. Для обеспечения устойчивого состояния система должна располагать складами достаточной вместимости у поставщика (производителя) и у потребителя как источниками питания для функционирования всех звеньев системы. Однако при этом возникают дополнительные расходы: на хранение продукции на складе; на дополнительные транспортные и погрузочно-разгрузочные операции на промежуточных складах. Вместимость складов будет зависеть от стохастичности процессов во всех звеньях системы и оперативности управления. Большая вместимость повышает устойчивость работы системы, но при этом увеличиваются приведенные расходы на транспортно-складскую переработку. Малая вместимость при стохастическом функционировании системы может стать причиной перебоев в производстве, что также приведет к излишним издержкам. Следовательно, емкость складов должна быть оптимальной согласно принятым критериям. Это могут быть, например, минимальные издержки по всей системе в целом.

Схема грузопотока, приведенная на (рис. 2.1,в), характерна для промышленных предприятий с большим объемом потребляемой и выпускаемой продукции. Это развитый промышленный транспорт со всей инфраструктурой. крупные машиностроительные и металлургические заводы, предприятия стройиндустрии, перерабатывающие предприятия, имеющие свои подъездные железнодорожные пути, специализированные грузовые фронты и склады.

Схема грузопотоков (рис. 2.1,г) типична для случаев сбыта и снабжения через региональные, областные базы материально-технического снабжения. Поток транспортных средств от отправителя на базу может быть детерминированным или носить случайный характер. Поток грузов к потребителю от базы может быть регулярным, детерминированным или осуществляться через случайные промежутки времени. Емкость складов базы для каждого вида грузов практически не ограничена. Вид транспортных средств, обрабатываемых на базе, как правило, ограничен автомобильным и железнодорожным.

Схема грузопотоков (рис. 2.1,д) характерна для предприятий, не имеющих постоянных производственно-экономических связей. Чаще всего это предприятия с сезонным характером работы, предприятия сельского хозяйства, имеющие значительные по объемам буферные склады-накопители и не имеющие регулярных транспортных связей с магистральным транспортом. Для грузопотоков такого типа характерна высокая неравномерность, стохастичность как по объемам, так и по временным характеристикам грузопотока. Виды транспортных средств предприятий поставщиков и потребителей могут быть самыми различными. Магистральный транспорт может быть железнодорожный, авиационный.

Схема грузопотоков (рис. 2.1,е) чаще всего используется в условиях, когда производство-монополист, имеющее свою развитую транспортно-складскую систему со складами большой емкости, а потребителем является широкая сеть мелких предприятий, не имеющих своего транспорта и складов. Примером такой схемы могут быть грузопотоки между крупными строительными комбинатами и стройками, комбинатами, перерабатывающими продукцию сельского хозяйства, торгующими организациями и т.д. Характерной особенностью таких грузопотоков является непрерывное или детерминированное регулярное пополнение складов производителя и детерминированный случайный или непрерывный сбыт готовой продукции. К этой же схеме можно отнести и грузопотоки обратного характера, т.е. когда большое число мелких поставщиков работает на одного крупного потребителя, имеющего свои склады-накопители.

Страницы: 1 2