Транспорт и транспортное обслуживание
Вопросам теории транспортного процесса применительно к автомобильному транспорту уделено большое внимание в работах Воркута А.И., Брайловского Н.О. и других авторов.
Среди зарубежных авторов, работы которых посвящены теории и практике моделирования транспортных систем, следует отметить Пясецкого С., Гловера Ф., Масуда А.С. и др. ученых. Диапазон задач, рассмотренных в этих работах, достаточно широк, но вопросы взаимодействия транспорта склада с другими видами транспорта и оптимизации его параметров освещены и учтены недостаточно.
Анализ работы транспорта предприятий различного профиля показал, что при неравномерной работе предприятия, а следовательно складов сырья и готовой продукции, в условиях неустойчивых производственно-экономических связей, возможны значительные издержки вследствие перепростоя транспортных средств на грузовых фронтах, нарушения графиков подачи и уборки транспортных средств, недоиспользование и по другим причинам усложняет планирование и управление, снижает эффективность использования транспорта. Планирование и управление работой транспорта относится к информационным технологиям, но оказывает значительное влияние на экономические показатели его использования. Вопросы развития информатики на транспорте, в том числе и на промышленном, рассматриваются в работах Шмулевича М.И., Глушкова В. М., Гриценко В.И., Понченко А.А., Богемского и др.
Большое внимание в этих работах уделено методам повышения качества управления железнодорожным и промышленным транспортом, новым технологиям создания баз данных и локальных сетей, предложены модели на базе имитационных моделей для решения практических задач планирования и управления работой транспортно-технологических комплексов. В работах рассмотрена система, обеспечивающая автоматизированный расчет и оптимизацию основных показателей технологического процесса работы промышленного железнодорожного транспорта и станции примыкания. Суть метода заключается в использовании модели подъездного пути в виде графа и диалога с ЭВМ по предлагаемому меню. Система позволяет пересчитывать и анализировать различные варианты и основные показатели работы подъездного пути, вплоть до суточного режима, по входящему грузопотоку. Основной функцией системы является анализ экономических показателей для различных форм транспортного обслуживания и выбор оптимальной из них.
Как показывает анализ возможностей этой системы, она достаточно эффективна при разработке планов транспортного обслуживания на определенный период, поскольку базируется на затратных показателях, таких как: расходы по транспортному цеху, содержание железнодорожных путей, и т.д. Эти показатели не являются оперативными, которые можно использовать в каждый момент времени для оперативного управления транспортным процессом. Кроме того, в системе рассматриваются грузовые фронты, как конечные этапы грузопотока и не учитывается дальнейшее прохождение материалов через склад.
Поэтому для оперативного планирования управления позволяющего оперативно, т.е. в любой момент времени проконтролировать ход процесса материалодвижения, состояния и местонахождения транспортных средств в транспортно-складской системе необходима разработка локальной сети транспортно-складской системы предприятия, экспертной системы реального времени и управляющего алгоритма. Это даст возможность предприятию любой формы собственности и подчиненности самостоятельно выбирать, управлять и контролировать процесс материалодвижения по важному для него критерию.
Одним из перспективных направлений в планировании и организации работы транспортно-складских систем и транспорта в неустойчивых производственно-экономических условиях, как показывает анализ, следует считать также использование логистических подходов как на "микро", так и на "макро" уровне, т.е. на уровне предприятия, производителя, потребителя, транспорта и на уровне всего материалопотока.