Конструкционно – ремонтные материалы и технологии их использования
К клеям и герметикам, применяемым на автомобильном транспорте, предъявляются следующие требования: сохранение прочностных характеристик в широком интервале температур и эксплуатационных качеств в течение всего срока службы автомобиля, стойкость к действию влаги, солей, бензина и прочих реагентов, стойкость к ударным нагрузкам и вибрации. Клеи и герметики, использующиеся для кузова и деталей интерьера должны быть стойкими к действию солнечного света и ультрофиолетовых лучей, совместимыми с резинами, красками, пластмассами, тканями и другими материалами.
Наиболее характерные случаи применения клеев и герметиков: стопорение и герметизация резьб, фиксация цилиндрических соединений (анаэробные герметики); герметизация штампованных фланцевых соединений (силиконовые герметики "жидкие прокладки"); склеивание панелей капота и крышки багажника с усилителями (клеи пластизольного типа); приклеивание зеркала заднего вида к лобовому стеклу (акрилатный клей); декоративная отделка интерьера салона (универсальные и термочувствительные клеи); приклеивание рассеивателей к корпусам фонарей; наклейка тормозных накладок; самоклеящиеся молдинги; вклеивание ветровых стёкол в проём кузова и т.д. Всё большее применение клеи и герметики находят и при ремонте автомобилей для восстановления посадочных мест и сорванных резьб; заделки трещин и пробоин; при ремонте камер и шин; герметизации остекления и в других случаях.
Прокладочные материалы
При сборке автомобильных узлов возникает необходимость герметизации мест соприкосновения некоторых деталей друг с другом. Для этого используются различные виды прокладочных материалов, таких, как:
химически обработанная бумага (пергамент, картон, фибра, предельная рабочая температура которых равна 150 0С);
войлок (нагрев не выше 75 0С);
асбест (работоспособен до 350 0С);
различные марки паронитов (листы из вальцованных вулканизованных смесей асбеста, каучуков и наполнителей, допускающие нагрев до 150 0С);
маслобензостойкий паронит МБП – 5 (обеспечивает надёжное уплотнение до 250 0С);
ферронит 101 (армированный металлической сеткой паронит, работоспособный до 400 0С) и другие.
В последнее время стали применять в качестве прокладок в кузовах автомобилей новые синтетические материалы (например, пенополиэтилен ППЭ – 2); нетканые материалы из лубяных волокон (800Л, 920Р, 1200ЛР) и т.п.
При изготовлении сальниковых уплотнений используются как порознь, так и в сочетании друг с другом металлы, резина, пластмассы, ткани, волокна и войлок.
Металлические материалы изготовляют из антифрикционных сплавов в виде пластин, фольги или проволоки. Полуметаллические материалы изготовляют из асбеста, джута или парусины в качестве мягкой середины, которая обматывается фольгой или оплетается проволокой.
Прорезиненные материалы получают из асбестовой ткани или парусины, пропитанной сырой резиной и провулканизированной. Волокнистые материалы представляют собой набивку из асбеста, джута, пеньки, войлока и т. п., пропитанную связующими веществами. Особенно широко применяют войлочные уплотнения.
Изоляционные материалы
К изоляционным материалам относят материалы, практически не проводящие электрический ток. Они используются в качестве изоляции при производстве и ремонте автотракторного электрооборудования.
К ним предъявляются следующие требования: устойчивость против влаги, достаточная механическая прочность, высокая теплостойкость (к некоторым материалам).
В качестве изоляционных материалов применяют слюду, изоляционную бумагу, прессшпан, изоляционную ленту, асбест, эбонит, фибру, карболит, текстолит, бакелит и изоляционные лаки.
Слюда представляет собой тугоплавкий слоистый минерал, легко расщепляющийся на тонкие прозрачные листочки. Это диэлектрик, выдерживающий нагрев до 500°С. Слюда обладает высокими электроизоляционными свойствами и применяется как диэлектрик в конденсаторах, коллекторах электрогенераторов и стартеров, в электронагревательных приборах. Тонкие листочки слюды, склеенные под горячим прессованием, называют миканитом и употребляют как изоляционный материал между коллекторными пластинками генератора, стартера и других электромашин.