Конструкционно – ремонтные материалы и технологии их использования
Пластические массы
Пластическими массами принято называть материалы, представляющие собой композицию полимера с различными ингредиентами, находящуюся при формовании изделий в вязкотекучем или высокоэластичном, а при эксплуатации в стеклообразном (аморфном) или кристаллическом состоянии.
В качестве ингредиентов могут входить наполнители (тальк, каолин, слюда, древесная мука, стеклянные, органические, углеродные и другие волокна), пластификаторы, отвердители, стабилизаторы, красители и т.д.
В зависимости от характера процессов, сопутствующих формованию изделий, пластмассы делятся на термопласты и реактопласты.
К числу реактопластов, или термореактивных пластмасс, относятся материалы, переработка которых в изделия сопровождается химическими реакциями образования трёхмерного полимера – отверждением. При этом полимеры утрачивают способность переходить при нагревании в вязкотекучее состояние и стойки к растворителям.
При формовании изделий из термопластов материал сохраняет способность при определённой температуре переходить в вязкотекучее состояние и растворяться в соответствующих растворителях.
Основными факторами, обусловливающими значительное внедрение пластмасс в конструкцию автомобиля являются: низкая стоимисть, малая плотность (в 5 – 8 раз ниже чем у стали), высокое отношение прочности к плотности, хорошие электро-, тепло- и звукоизоляционные свойства, высокая технологичность, высокая стойкость к различным агрессивным средам, возможность придания выраженных антифрикционных или выраженных фрикционых свойств, хорошие прозрачность и способность окрашиваться, устойчивость к вибрации.
При эксплуатации автомобиля в деталях из пластмасс возникают различные дефекты. Основные причины их возникновения: нарушение технологии получения детали; неправильная установка детали при сборке; старение материала под действием окружающей среды; статические и динамические нагрузки, превышающие прочность материала; тепловые нагрузки выше тепловой стойкости материала.
Во многих случаях свойства пластмассовых деталей могут быть восстановлены. В практике ремонтных служб АТП для ремонта пластмассовых деталей находят применение такие методы, как напыление, наплавка, склеивание, сварка, свободная заливка (литьё без давления), механическая обработка и т.д. Если нельзя восстановить детали, их можно изготовить из эпоксидных композиций методом литья без давления.
Основным направлением расширения применения пластмасс в конструкции легкового автомобиля является внедрение крупногабаритных наружных деталей кузова из композиционных полимерных материалов, обеспечивающих снижение массы и повышение долговечности за счёт коррозионной стойкости.
Клеящие материалы и герметики
Клеями называют жидкие или пастообразные многокомпонентные системы, основой (связующим) которых являются высокомолекулярные вещества, обладающие высокой адгезией к трущимся поверхностям.
Процесс склеивания сводится в общем виде к следующим операциям: подготовке склеиваемых поверхностей, нанесению на них клея, опрессовыванию и отверждению клеевого слоя. Основным показателем качества клея является прочность клеевого шва. У некоторых современных клеев прочность клеевого шва не уступает прочности механических соединений. Кроме того, клей в жидком состоянии должен хорошо растекаться и смачивать склеиваемые поверхности, при отверждении давать минимальную усадку и не оказывать коррозионного воздействия на склеиваемые поверхности.
По назначению клеи подразделяют на универсальные и специальные.
Классификационным признаком клеёв является вид связующего компонента, различают клеи карбинольные, фенольные, эпоксидные, полиуретановые, резиновые и другие. Кроме того, каждый тип клея подразделяется на ряд марок. В связи с этим современный ассортимент синтетических клеёв чрезвычайно обширен.