Определение судовых энергетических запасов
Количество принимаемого на судно топлива зависит от заданной дальности плавания, скорости судна и расхода топлива в единицу времени главной и вспомогательными энергетическими установками.
Суммарный расход топлива за круговой рейс определяется по формуле
GT = k(GПЛ + GCT)
где k= 1,1 . 1,2 - коэффициент морского запаса;
GПЛ, GCT - расход топлива на ходовом режиме и за время стоянки, т.
Здесь
GПЛ = BГД∙τхГД + BВД∙τхВД + BП∙τхП
GСТ = BГД∙τхГД + BП∙τхП
где BГД, BВД, BП - часовые расходы топлива главного двигателя, вспомогательного дизель-генератора и вспомогательного парогенератора, т/ч;
ВГД = bеГД∙NеГД∙10-3
ВВД = bеВД∙NеВД∙i∙10-3
где bеГД, beВД - удельные расходы топлива главного и вспомогательного двигателей, кг/(кВт-ч);
i - число вспомогательных дизель-генераторов;
D - паропроизво-дительность вспомогательного парогенератора, кг/ч;
iп, iп.в. - энтальпия пара и питательной воды, кДж/кг;
QHP - теплотворная способность топлива котла, кДж/кг;
ηп - КПД парогенератора;
τхгд, τхвд, τхп - время работы главного двигателя, вспомогательного дизель-генератора и парогенератора на ходовом режиме, ч;
τстВД, τстп - время работы вспомогательного дизель-генератора и парогенератора на стоянке, ч.
На судах, где главный двигатель работает на тяжелом топливе, необходимо иметь запас легкого топлива не менее 15÷20 % общего запаса.
В расчетах по формуле (41) принимают теплотворную способность котельного топлива QHP = 41300 кДж/кг; энтальпию пара и питательной воды можно принять iп=2750÷2765 и iпв = 210÷300 кДж/кг, если в парогенераторе вырабатывается пар при давлении РК = 0,5÷0,7 МПа. КПД вспомогательных парогенераторов ηп=0,75÷0,85.
Для транспортных рефрижераторов продолжительность ходовых режимов при переходах в район промысла и обратно составляет 18,6÷35% от времени автономности судна. Время стоянки в районе промысла - 18÷28% и время стоянки под разгрузкой в порту - 40÷55% от времени ходовых режимов. Автономность в сутках можно принять для транспортных рефрижераторов от 60 до 120 и для морозильных траулеров от 105 до 150.
Количество масла, принимаемого в запас на период автономного плавания судна для каждого дизеля рассчитывается.
Количество цилиндрового масла для одного главного двигателя определяют по формуле
Vмц = k4∙gцм∙NеГД∙τГД∙10-3
где k4 = 1,05÷1,07 - коэффициент «загроможденности» и «мертвого» пространства в цистерне;
gЦМ - удельный расход цилиндрового масла, кг/(кВт∙ч);
τГД - время работы главного двигателя за круговой рейс, ч.
Ориентировочно запасы цилиндрового масла составляют не более 20% от общих запасов масла. Цилиндровое масло очищают только фильтрацией, сепарация цилиндровых масел с присадками запрещается. Попадающую в масло воду периодически спускают. Плотность цилиндрических масел при температуре +15 °С можно принять равным от 943 до 992 кг/м3. Для расчетов удельные расходы цилиндрового масла gцм можно принять для СОД - (4÷14)∙10-4, кг/(кВт∙ч).
Пресная вода на судах используется для бытовых нужд, восполнения утечек воды из замкнутых циркуляционных систем охлаждения, конденсатно-питательных систем и систем продувания паровых котлов, утечек пара через паровые свистки, систему сажеобдувки, неплотности соединений паровых труб и арматуры, а также для снабжения технологических и специальных потребителей, например, для глазурования мороженной рыбы, изготовления консервов и пресервов. В зависимости от вида потребителя пресная вода разделяется на питьевую, используемую для питья и приготовления пищи, бытовую (мытьевую), используемую для подачи к умывальникам, посудомоечным, стиральным машинам и в бани, а также техническую, используемую для питания всех потребителей СЭУ, технологических и специальных потребителей.
Разновидностями технической воды являются дистиллят, получаемый в судовых ВОУ, и бидистиллят, получаемый при двойной дистилляции морской воды.
Наиболее высокие требования предъявляют к питьевой воде. Согласно рекомендациям всемирной организации здравоохранения соленость питьевой воды не должна превышать 500 мг/л. Питьевая вода должна быть прозрачной, насыщенной воздухом, без неприятного запаха и вкуса, в ней не должно быть вредных примесей и болезнетворных бактерий. Содержат питьевую воду в отдельных цистернах, отделенных от других цистерн коффердамами. Подают ее к потребителю по индивидуальному трубопроводу. Пресная вода, получаемая из морской в ВОУ для пополнения запасов питьевой воды, должна пройти бактерицидную обработку, насыщена воздухом и минерализована.