Иллюзии на дорогах
При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе дорога может ввести водителя в заблуждение.
Например, очень часто неудачные примыкания дорог создают у водителя ошибочное представление о дальнейшем их направлении. Или другой пример. На дорогах с часто изменяющимся продольным уклоном зрение водителя может воспринимать горизонтальный участок как дорогу, идущую на подъём. Условия движения под путепроводами тоже имеют свою специфику. Видимость под ними ухудшена, поле зрения водителя ограничено опорами, сводами и пролётными строениями.
Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины и высоты проезда под ним. Например, при одинаковой высоте проезда широкий путепровод балочной конструкции кажется более низким по сравнению с таким же путепроводом меньшей ширины. Более высокий путепровод воспринимается суженным по сравнению с путепроводом, имеющим меньшую высоту. Представление ширины проезда под путепроводом зависит также от цвета окраски пролётного строения.
Темные цвета производят придавливающее впечатление, поэтому высокие пролётные конструкции окрашивают в темные, а их опоры — в светлые тона. Такой способ окраски позволяет устранить иллюзию сужения проезда под высоким путепроводом.
Скрытые дефекты дороги представляют собой опасность, так как часто застают водителя врасплох. Большую опасность представляет появление на дороге волнистости, протяженность которой достигает 30¸80 м. При высокой скорости автомобиль, попав на такой участок, часто теряет управляемость и съезжает с дороги либо выезжает на полосу встречного движения. Продольная или под углом волнистость бывает завуалирована от глаз человека, поэтому водитель начинает ощущать её действие, лишь попав на опасный участок. Разновидностью поперечной волнистости является так называемая гребёнка. На таком участке, который, кстати, часто встречается на затяжных спусках, в результате подскакивания и частых колебаний, колёса автомобиля теряют управляемость, и у всех колёс резко снижается коэффициент сцепления. Аналогичное явление возникает особенно часто на повороте, поэтому на такой дороге требуется дополнительно снизить скорость.
Помимо скрытых от глаз человека опасностей дороги, встречаются и другие, более явные. Среди них провалы полотна дороги (особенно после распутицы, дождей), глубокие ямы и др. Кроме потери управления, эти дефекты дороги часто приводят при большой скорости к сильным повреждениям подвески. Опасны и незаметные плавные провалы, когда при езде на большой скорости кажется, что автомобиль проваливается. При этом из-за сильной нагрузки подвеска часто ударяется об ограничители её хода, водитель пугается и рефлекторно резко нажимает на тормоз, усугубляя опасную ситуацию, так как подвеска ещё больше сжимается, теряет свой упругий ход. Если внимательно следить за поведением машины впереди, то можно всего этого избежать, заранее снизив скорость.
Часто причиной происшествия может явиться обманчивая обочина, которая осыпается при въезде на неё, и автомобиль может опрокинуться. При съезде на грязную и покрытую толстым слоем песка (тонким слоем гравия) обочину с большой скоростью может произойти занос и съезд с дороги с опрокидыванием.
Итак, правильный анализ ДТО — это умение выделять все важные объекты за очень короткие промежутки времени, равные 0,5¸1,0 с; опознавать и анализировать признаки, характеризующие эти объекты, позволяющие судить о степени и характере опасности, связанной с ними. Достижение этих целей требует знаний о том, какие объекты ДТО представляют наибольшую опасность с точки зрения безопасности движения, местах их возможного расположения, признаках, характеризующих их. Однако, этого недостаточно, необходимы ещё и практические навыки.