Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у водителя
Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка — он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию. Можно ли считать причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему. В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой. Что же дают рациональные приёмы наблюдения с точки зрения безопасности движения? Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать её, имея необходимое для этого время и пространство. Во-вторых, возможность избежать пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки (ДТО). И, наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем.
Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить ДТО, надо сконцентрировать своё внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах.