Мониторинг характеристик транспортных потоков
Исследование дорожного движения
В отечественной и зарубежной практике исследований дорожного движения известно много методов, начиная от простейших, выполнение которых доступно одному человеку без специального оснащения, и заканчивая сложными и трудоёмкими, требующими применения современной электронной аппаратуры и подвижных лабораторий.
Коренные изменения в методы исследований параметров дорожного движения и их использование вносят интеллектуальные транспортные системы. Они позволяют в автоматическом режиме собирать и обрабатывать обширную информацию о состоянии транспортных потоков – осуществлять мониторинг. Однако, даже на территориях, обслуживаемых ИТС, необходимы и более простые способы исследования, ориентированные на участие человека-наблюдателя.
На рисунке 2.1 представлена классификация наиболее распространённых методов исследования характеристик и условий дорожного движения, в основу которой положен способ получения необходимой информации.
Документальное изучение подразумевает изучение материала без непосредственного выезда на объект исследования (в так называемых камеральных условиях).
Документальное изучение можно осуществлять как на базе специально собранных данных, так и обработкой предназначенных для других целей материалов. Так, достаточно подробные сведения об ожидаемых транспортных потоках в зоне предполагаемого крупного строительства могут быть получены на основе изучения проектных и плановых материалов об автомобильных перевозках строительных грузов.
Материалы о размерах и характере перевозок часто специально собирают путём анкетного обследования.
Важным разделом документального изучения является прогнозирование размеров движения, которое базируется на гипотезе роста размеров движения пропорционально росту парка автомобилей.
Рисунок 2.1 – Классификация методов исследования дорожного движения
Анализ имеющейся проектной документации по УДС дает возможность подготовить предварительную характеристику дороги (ширина, число полос движения, радиусы закруглений и т. п.). По мере необходимости документальные данные могут уточняться натурным обследованием.
Натурные исследования заключаются в фиксации конкретных условий и показателей дорожного движения, происходящего в течение данного периода времени. Эта группа методов в настоящее время наиболее распространена и отличается большим многообразием. Натурные исследования являются единственным способом получения достоверной информации о состоянии дорог и позволяют дать точную характеристику существующих транспортных и пешеходных потоков.
Натурные исследования дорожного движения с точки зрения метода получения информации и её характера подразделяют на две группы: первая – изучение на стационарных постах, позволяющее получить многие характеристики и их изменение во времени; вторая – изучение с помощью подвижных средств, позволяющее получить пространственные и пространственно-временные параметры транспортных потоков.
Исследования второй группы чаще всего обеспечивают при помощи автомобиля-лаборатории, иногда для этих целей применяют вертолёт или лёгкий самолет. Общим условием для всех натурных исследований является необходимость присутствия наблюдателя. Как правило, наблюдения сопровождаются кино- или видеосъёмкой.
Натурные исследования дорожного движения осуществляются пассивными или активными методами.
При пассивном методе фиксируются лишь фактически сложившиеся режимы движения, и наблюдатель не вмешивается в процесс движения, т. е. получает «фотографию» существующего положения. Вместе с тем определенные характеристики транспортного и пешеходного потоков могут существенно изменяться даже при относительно небольшом улучшении организации движения, например при установке дополнительных знаков.
Моделирование движения заключается в искусственном воспроизведении процесса движения физическими или математическими методами.
В качестве примеров физических методов моделирования могут быть названы исследования движения на различных макетах элементов дороги или полигонные испытания, где создаются искусственные условия, имитирующие реальное движение транспортных средств.