Уравнения продольного движения самолета
; (3)
. (4)
Уравнение вращения самолёта вокруг связанной оси OZ имеет вид:
, (5)
где Jz – момент инерции самолета относительно оси OZ, Mz – суммарный вращающий момент относительно оси OZ.
Полученные уравнения полностью описывают продольное движение самолета. В курсовой работе рассматривается только угловое движение самолёта, поэтому далее будем учитывать только уравнения (4) и (5).
В соответствии с рис. 1, имеем:
, (6)
где
– (7)
угловая скорость вращения самолёта вокруг поперечной оси OZ (угловая скорость тангажа).
При оценке качества управляемости самолета большое значение имеет перегрузка. Она определяется как отношение действующей на самолёт суммарной силы (без учёта веса) к силе веса самолёта. В продольном движении самолёта используют понятие «нормальная перегрузка». По ГОСТ 20058–80 она определяется как отношение проекции главного вектора системы сил, действующих на самолёт, без учёта инерционных и гравитационных сил, на ось OY связанной системы координат к произведению массы самолёта на ускорение свободного падения:
. (8)
Переходные процессы по перегрузке и угловой скорости тангажа определяют оценку летчиком качества управляемости продольного движения самолета.