План расстановки судов составляют с учетом понижения уровня воды в зимний период
Земляные дамбы делают из земли по форме, аналогичной снеговым дамбам.
Большое значение для обеспечения безопасности отстоя судов в зимний период имеют ледокольные работы, связанные с околкой льда вокруг судов при их расстановке на отстой и в период отстоя, а также при защите от весеннего ледохода, особенно в местах случайных зимовок.
Ледокольные работы относятся к наиболее трудоемким и тяжелым работам, так как в крупных пунктах отстоя общая протяженность майн, окружающих суда и линии, достигает нескольких километров при толщине льда 1 м и более. Широкое применение нашли ледорезные машины.
Для ремонта и окраски подводной части корпуса, движителей и рулей в бассейнах, где нет достаточного количества судоподъемных средств, применяют выморозку.
Время вымораживания зависит от температуры окружающего воздуха. Чем ниже эта температура, тем быстрее происходит процесс нарастания толщины льда и вымораживания.
Для выморозки подводной части корпуса применяют следующую технологию. При толщине льда вокруг судна 20—30 см размечают майны и перешейки. Ширина майны 0,4—1,5 м, длина по борту 2—2,5, толщина перешейка 0,8—1 м. Первоначально снимают лед с таким расчетом, чтобы оставшийся слой не пропускал воду и способствовал быстрому промерзанию вглубь. За майнами должны вести систематическое наблюдение. Снег из них необходимо выметать и периодически измерять толщину льда. Через 3—4 дня по мере нарастания льда вновь снимают верхний слой льда и так до тех пор, пока не будет выморожен поврежденный участок корпуса. При выморозке днищевой части корпуса к ремонтным работам приступают тогда, когда толщина льда под днищем у судов среднего тоннажа достигнет 40—50 см, а судов крупного тоннажа — 50—70 см.
В некоторых бассейнах применяют другой способ выморозки. Когда ледяной покров на месте зимовки судна достигнет 15—25 см, пешнями по контуру корпуса судна долбят майны длиной 2 и шириной 1 м, оставляя перешейки 60—80 см. Из листовой стали толщиной 2—4 мм заранее готовят сварные коробы таких же размеров, при этом к днищевой части они уменьшаются до 300 мм. Высота коробов зависит от требуемой глубины выморозки. В продолбленные майны заправляют коробы так, чтобы они своими фланцами повисли на перешейках и кромках майн. Для плавучести коробов в них погружают балласт. Через 5—6 дней после заправки коробов в майны их освобождают от балласта и, чтобы они отстали ото льда, нагревают (факелом), а затем вынимают. Через 5—6 дней после того, как чаши надежно промерзнут, борта и подвороты очищают ото льда и приступают к ремонтным работам.