Обеспечение безопасности их отстоя
Расстановку судов на акватории затона проводит судоремонтное предприятие, которое обязано поставить судно на место зимней стоянки согласно плану расстановки судов.
Его составляет (заблаговременно) администрация ремонтной базы (отстойного пункта, завода) с учетом обеспечения требований общей и пожарной безопасности. Для каждого судна, приписанного к данному затону, намечается определенное место стоянки с учетом его осадки, глубины акватории, объема и характера ремонтных работ. План согласовывается с судоходной инспекцией бассейна и пожарной охраной.
Для обеспечения пожарной безопасности суда ставят в линии с возможно большими интервалами так, чтобы в случае возникновения пожара на одной из линий можно было отделить суда других линий, а также иметь удобные проезды для пожарных машин.
Как правило, суда ставят параллельно берегу или под углом к нему. Расстояние между линиями должно быть не менее 20, а между судами в линии — не менее 3 м.
Суда с большим объемом ремонтных работ (капитальным и средним, заменой или установкой тяжеловесных агрегатов) ставят ближе к берегу и соответствующим цехам завода, а суда с предстоящей выморозкой — вдали от теплых ключей и мест сброса канализационных вод. В линиях они стрежневые.
На зимовку в особые затоны ставят суда, груженные нефтегрузами, взрывчатыми веществами, или суда, имеющие их остатки. В общих затонах такие суда должны находиться на расстоянии не менее 300 м от все других судов. Чтобы днище судна не примерзло к грунту, под него подводят лежни (поперечные бревна) на расстоянии друг от друга около 10 м, закрепив каната ми их концы за швартовные устройства, кронштейны обносов и другие приспособления.
Расстановкой судов в затоне руководит непосредственно караванный капитан. На свое штатное место зимовки судно ставят только после того, как оно зачищено и принято заводом.
Глубину места постановки судна на зимовку определяют с учетом высоты воды над нулем в предполагаемый день постановки судна на зимовку («черная вода»), наинизшего зимнего уровня воды, предполагаемой толщины ледяной чаши вокруг корпуса судна и осадки судна.
Пример.
Высота воды над нулем в день постановки судна 120 см; наинизший уровень воды зимой 0 см; предполагаемая толщина чаши 50 см; осадка судна 120 см.
При этих условиях после убыли «черной воды», чтобы судно не обсохло, глубина должна быть не менее 120 + 50 + 120
= 290 см
Если обсыхания избежать невозможно, то судно необходимо поставить на место с ровным и чистым дном, которое должно быть заранее тщательно протралено, чтобы не допустить повреждений корпуса.
После расстановки судов на акватории затона их надежно ошвартовывают. Для этого иногда отдают носовые и кормовые якоря на возможно большую длину якорных цепей, поставив судно врастяжку, чтобы оно могло противостоять осенним штормам. В помощь якорям на берег подают швартовные канаты и набивают их втугую. Чтобы судно не имело бокового смещения, с бортов ставят еще упорные сваи. Устанавливая судно к берегу, его ошвартовывают с помощью одного или обоих носовых якорей, швартовных канатов (носовых — подтяжного и прижимного, кормовых — подтяжного и прижимного) и упорных свай, а затем устанавливают мостки с поручнями.
В осенний период при резком понижении температуры ледостав может застигнуть судно в плесе и не дать ему возможности прибыть в оборудованный затон. Места зимовок в плесе называют случайными.