Диафрагменное сцепление
Тонкости конструкции
На автомобиле размещено сухое, однодисковое, всегда включенное сцепление, с гидравлическим приводом устройства выключения.
Сцепление состоит из алюминиевого картера, муфты выключения с подшипником и вилкой, основного диска в комплекте (корзины), ведомого диска, главного и рабочего цилиндров, соединенных между собой трубопроводом и трубкой. На автомобилях, оборудованных двигателем Змз-4062, размещается сцепление с диафрагменной пружиной.
На моделях с двигателем Змз-402 возможна монтаж сцепления как диафрагменного, так и пружинно-рычажного типа (о нем см. ниже).
Ведущий диск (корзина) состоит из кожуха, в котором размещены диафрагменная пружина, опорные кольца и нажимной диск. Пружина, зафиксированная на кожухе, краями давит на нажимной диск.
Ведомый диск состоит из ступицы со шлицевым отверстием и двух дисков, к которым прикреплены пластинчатые пружины. К ним с обеих сторон прикрепляются фрикционные накладки.
Пластинчатые пружины, имеющие изгибы, способствуют лучшему прижиманию диска и дополнительно сглаживают рывки автомобиля при включении сцепления.
Для наиболее плавной передачи крутящего момента при трогании автомобиля или переключении передач в окнах дисков размещены демпферные пружины.
Ведомый диск придавливается к маховику двигателя нажимным диском корзины. Фрикционные накладки, увеличивающие трение, передают крутящий момент на первичный вал коробки передач, с которым ведомый диск связан шлицевым соединением.
Для временного отсоединения двигателя от трансмиссии служит привод выключения сцепления. При надавливании на педаль сцепления, поршень главного цилиндра сцепления передвигается вперед.
Волга ГАЗ 3110, 310221 Диафрагменное сцепление устройство
Вытесняемая жидкость через трубопровод поступает в рабочий цилиндр, выдвигая из него поршень со штоком.
Шток действует на хвостовик вилки, которая поворачивается на шаровой опоре, другим концом перемещая по крышке подшипника коробки передач муфту выключения сцепления. Подшипник муфты надавливает на концы лепестков диафрагменной пружины. Деформируясь, пружина перестает действовать на нажимной диск, который в свою очередь “отпускает” ведомый, и передача крутящего момента прекращается.
Снаружи приспособление сцепления закрыт алюминиевым картером, который шестью “глухими” болтами и двумя болтами с гайками прикрепляется к блоку цилиндров двигателя. С другой стороны в картер ввернуты четыре шпильки для фиксации коробки передач.
Картер содержит посадочное область для рабочего цилиндра сцепления и окно для установки вилки. Для увеличения упругости на нижней части картера сцепления двигателя Змз-4062 размещается усилитель.
Диафрагменное сцепление
Диафрагменное сцепление и привод его выключения
1 – главный цилиндр привода выключения сцепления;
2 – картер сцепления;
3 – маховик;
4 – фрикционные накладки ведомого диска;
5 – нажимной диск;
6 – опорные кольца;
7 – пружина педали;
8 – диафрагменная пружина;
9 – подшипник выключения сцепления;
10 – шток главного цилиндра;
11 – педаль;
12 – первичный вал коробки передач;
13 – поролоновые кольца;
14 – муфта выключения;
15 – шаровая опора вилки;
16 – кожух;
17 – вилка;
18 – шток рабочего цилиндра;
19 – соединительная пластина;
20 – рабочий цилиндр;
21 – прокачной штуцер;
22 – демпферная пружина;
23 – ведомый диск.