Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учетом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (M), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2М (мили).
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне, допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления, СКП счислимого места возможных обсерваций приведены в таблицах 2.12 и 2.13
Таблица 2.12 – Расчёт СКП места судна
Характеристика места судна |
Формула для расчета радиальной (круговой) средней квадратической погрешности места судна |
Примечание |
Счислимое место судна |
, (мили) |
МО – СКП последней, принятой к счислению обсервации (мили); МСt – СКП счисления (мили). |
СКП счисления пути судна |
(+) , (мили), при t < 2 ч (+) , (мили), при t > 2 ч |
КС – коэффициент точности счисления в данном районе, рассчитываемый по невязкам в счислении; t – время плавания по счислению, (ч). |
Обсервованное по двум пеленгам на два ориентира место судна (2П, 2РЛП, 2РП) |
, (мили) |
– CКП измерения пеленга (град.); q – разность пеленгов на ориентиры (£ 90°); D1, D2 – расстояния от обсерво-ванного места до 1-го (D1) и 2-го (D2) ориентира, (мили). |
Обсервованное место по пеленгам на три ориентира (3П) |
или , (мили) |
– CКП измерения пеленга (град.); D1,2,3 – расстояние в милях до 1-го (D1), 2-го (D2) и 3-го (D3) ориентира (мили); a, b – углы между пеленгами на ориентиры (град.); МО2 – СКП обсервации по двум пеленгам (мили). |
«Крюйс-пеленг» |
, (мили) |
МО – СКП в определении места по 2-м пеленгам (мили); МСt – СКП в счислении за время между П1 и П2 (мили); q – разность пеленгов (град.). |
Обсервованное место по пеленгу и расстоянию до одного ориентира (П и DР) |
, (мили) |
– СКП измерения пеленга (град.); mD – СКП измерения расстояния до ориентира (мили); D – расстояние до ориентира (мили). |
Обсервованное место по расстояниям до двух ориентиров (2D) |
(х) , (мили) |
q – угол между направлениями на ориентиры (град.); mD1,2 – СКП измерения расстояний (мили); При mD1 = mD2 = mD – (мили). |
Обсервованное место по расстояниям до трех ориентиров (3D) |
, (мили) |
mD – СКП измерения расстояния до ориентира, (мили); q – угол между направлениями на ориентиры (град.) |
«Крюйс-расстояние» |
, (мили) |
МО – СКП определения места по расстояниям до двух ориентиров (мили) (х); МСt – СКП счисления за время между D1 и D2 (+); q – угол между ЛП1 и ЛП2 в точке пересечения D1 и D2 (град.) |
Обсервованное место по двум горизонтальным углам трех ориентиров (2 ÐÐ) |
, (мили) |
D1,2,3 – расстояния от обсервованного места до 1, 2 и 3 ориентира (мили); – СКП измерения углов (угл. мин); d1-2, d2-3 – расстояния между ориентирами, (мили); q – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованное место по горизонтальному углу между ориентирами и пеленгу на один из них (другой закрыт для взятия на него Пº) |
, (мили) |
a – измеренный горизонтальный угол (град.); ma – СКП измерения угла (угл. мин.); – СКП измерения пеленга (град.); D2 – расстояние до ориентира закрытого для пеленгования (мили); d1-2 – расстояние между ориентирами, (мили) |
Обсервованное место по горизонтальному углу между двумя ор-ми и расстоянию до одного из них (при сомнении в ∆К) |
, (мили) |
ma – СКП измерения горизон-тального угла (угл. мин.); mD – СКП измерения расстояния, (мили); D1, D2 – расстояние до ориентиров, (мили); d – расстояние между ориентирами, (мили) |
Обсервованное место по пеленгу на ориентир и высоте светила (П и h) |
, (мили) |
mh – СКП измерения высоты светила (угл. мин.); – СКП измерения пеленга на ориентир (град.); D – расстояние до ориентира, (мили); q – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованное место по секторным РМКАМ или РНС с использованием радионавигационных карт |
, (мили) или , (мили) |
mЗН – СКП в определении Орт.П (знаков); mU – СКП измерения радионавигационного параметра (мкс., ф.ц); Δ – разность оцифровки соседних гипербол, между которыми находится обсервованное место (зн., мкс, ф.ц); L – расстояние в милях между этими гиперболами у обсервованного места (кратчайшее), мили |
Обсервованное место по спутниковой РНС (ЗНИСЗ) |
|
mr – CКП определения расстояния до НИСЗ; hСР – средняя угловая высота НИСЗ; ΔA – разность азимутов между парами НИСЗ; Г – геометрический фактор
|