Бесперегрузочные сообщения
С той же целью сокращения объема грузовой работы начинают распространяться перевозки на судах-лихтеровозах. Наиболее интересная в инженерном отношении система создана на линии Черное море - Дунай. К устью Дуная лихтеровозы доставляют баржи (лихтера) с грузом 1000-1100 т, которые речными буксирами направляются вверх по течению. Возвращаемые баржи после подъема на борт лихтеровоза следуют в другой порт для доставки груза и новой загрузки Лихтеровозная система исключает перегрузку груза с морских судов на речные (или морские мелкосидящие) и обратно. При этом крупное морское судно работает в условиях глубоководного морского пути, а мелкие - на речных линиях и в районах морского мелководья.
Паромные системы осуществляют перевозку наземных транспортных средств по морским и речным путям. Этот метод перевозки исторически возник в виде паромных переправ для перевозки вагонов через реки и небольшие морские проливы.
В СССР в 60-х годах были организованы паромные перевозки через Керченский пролив и Каспийское море. Керченская переправа сокращает путь для вагонов из Крыма на Кавказ и обратно на 1000 км. Такой же эффект дает паромная система Баку - Красноводск. На этом направлении работает пять однотипных судов, которые принимают на борт четырехосные вагоны и автомобили. Вагоны размещаются на четырех путях уложенных на основной грузовой палубе.
Несмотря на необходимость приобретения и эксплуатации сложных дорогостоящих судов и береговых сооружений, а также расходов, связанных с перевозкой значительного мертвого груза в виде тары вагонов, паромные системы перевозок оказываются экономически целесообразными. В связи с этим они получили распространение во многих странах мира.
К категории бесперегрузочных сообщений относятся и перевозки на судах типа Ро-Ро или ролкерах. Способность груза самостоятельно «входить» на борт судна при погрузке и «покидать» его при выгрузке исключает применение традиционной крановой механизации и, что более важно, ускоряет процессы погрузки-выгрузки, сокращая простой судов и время занятия причалов.
Несмотря на высокую эффективность паромных перевозок, их недостаток заключается в необходимости потерь времени на ожидание прихода парома и на накопление перевозимых транспортных средств. Трейлерные перевозки представляют систему перемещения железнодорожных вагонов на трейлерных тележках по шоссе к складу отправителя или получателя. Такой метод перевозки достаточно широко был распространен в странах Западной Европы в 30-х годах, когда автомобильный транспорт еще не занимал там доминирующего положения. Трейлерные перевозки, исключая промежуточную перегрузку требуют создания парка мощных тягачей и сложных тяжелых трейлеров, а также устройств для скатывания вагонов с рельс на тележки и с тележек на рельсы. Само перемещение вагонов по дорогам и улицам населенных пунктов требует особого внимания и не всегда возможно ввиду негабаритности и по условиям безопасности движения.
Контрейлерная система состоит в перевозке автомобильных у прицепов и прицепов по железным дорогам. При этом методе полуприцеп (прицеп), загруженный у склада отправителя, доставляется тягачом на железнодорожную станцию и размещается на вагоне - платформе, которая отправляется в поезде по назначению. По прибытии поезда на станцию назначения полуприцеп скатывается с платформы и местным тягачом доставляется к складу получателя. Контрейлерные перевозки наиболее широко применяются в США. Недостатками данной системы считается необходимость перевозить достаточно большую массу самих полуприцепов, которая достигает 20 - 30% от полезной нагрузки, а также необходимость создания и содержания парка специальных железнодорожных платформ для возможности вписывания погруженных полуприцепов в железнодорожный габарит высоты.