Выбор рационального варианта
Таблица 2- Оценка критериев эффективности по трех бальной шкале
Критерии эффективности |
Варианты расчета | ||
I |
II |
III | |
Удельные эксплуатационные затраты, руб/т |
1-3 |
1-3 |
1-3 |
Эксплуатационная производительность автосамосвала, т/год |
2 |
3 |
1 |
Удельный расход топлива на ед. транспортные работы,л/т·км |
3 |
1-2 |
1-2 |
Себестоимость транспортирования, руб/т |
1-3 |
1-3 |
1-3 |
Себестоимость погрузки, руб/т |
1-3 |
1-3 |
1-3 |
Удельные капитальные затраты, руб/т |
2 |
1 |
3 |
Суммарные места |
10 |
8 |
8 |
Рациональным является 3 вариант (БелАЗ-75145, ЭКГ-5А).
В данном проекте была спроектирована схема транспортных коммуникаций вскрышного участка на карьере «Эльдорадо».Были выбраны варианты сравнения ПТК ЭКГ-5А и БелАЗ-75570 ; ЭКГ-5А и БелАЗ-7555А; ЭКГ-5А и БелАЗ-75145. Был произведен тяговый и эксплуатационный расчет, а также расчет экономических показателей. Далее был выбран ряд критериев эффективности, по каждому из которых произведен расчет для каждого варианта ПТК. Проведя анализ, в качестве рационального ПТК был выбран комплекс состоящий из ЭКГ-5А и БелАЗ-75145 по совокупности критериев эффективности.
Если предприятие ориентируется на выбор оптимального варианта, то необходимо выбрать критерий эффективности. Так, например, если же необходимо повысить эксплуатационную производительность автосамосвала, то оптимальным будет 3 вариант (рис. 12), если необходимо уменьшить расход топлива на единицу транспортной работы то нужно выбрать вариант 2 и 3 (рис. 13), и наконец если стоит цель снизить удельные капитальные затрат, то предприятию необходимо выбрать вариант 2 (рис. 16). По удельным эксплуатационным затратам (рис. 11), себестоимости транспортирования (рис. 14) и себестоимости погрузки (рис.15) все рассмотренные варианты являются равноценными.