Принципы формирования и структура макрологистических систем
Основными принципами, на которых базируется логистика, являются: моделирование, системный анализ и обратные связи.
Объект моделирования - обширные системы, в состав которых входят в качестве подсистем: планирование, прогнозирование производства, материально-техническое снабжение, сбыт и распределение продукции и транспорт, базирующиеся на глубоком изучении рынка. В качестве обратных связей рассматривается спрос потребителя. Фактором, объединяющим все элементы логистической системы в единый четко функционирующий механизм выступает материальный поток. Под потоком следует понимать соединения и связи всех процессов и операций при добыче, переработке, складировании, транспортировке и распределении грузопотоков в сфере материального производства. Целью разработки производственно-транспортных логистических систем является обеспечение доставки грузов точно в срок, “just in time” при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов или при других критериях. С точки зрения организатора перевозочного процесса - менеджера, учитывая четкую ориентацию на потребителя, логистика - это организация планирования и управления целенаправленной подготовкой и использованием средств и услуг, необходимых для решения определенных задач снабжения и сбыта. Для достижения поставленной цели необходима как оптимизация отдельных функций системы, так и согласование всех функций, с точки зрения оптимизации материальных потоков.
В задачи снабжения и размещения объекта моделирования входят:
- определение потребности и расчет количества заказываемого материала;
- решение о заказе;
- определение срока поставок и контроль за ними;
- входной контроль и размещение материалов на складе;
- управление запасами и контроль.
Важным требованием при оптимизации задач снабжения и размещения является учет приоритетов, а одним из ее результатов - минимизация складских запасов и параметров складов.
Для реализации одного из важнейших принципов логистики моделирования необходима разработка концептуального подхода к назначению и функционированию отдельных элементов логистических систем и их взаимосвязи. С этой целью для основных схем грузопотоков (рис.2.1) разработаны промышленно-логистические схемы (рис.2.2 - 2.7).
В каждой из них выделены подсистемы микроуровней. К ним относятся: производство; транспорт; маркетинг и распределение; потребление. Эти подсистемы присущи практически любой логистической системе.
Каждая подсистема решает свой круг задач, а именно:
Производство - это планирование производственных заданий, управление производством, контроль качества, координация работы подрядчиков, сборка деталей в готовую продукцию и т.д.
Транспорт - это выбор транспортных средств, перемещение грузов, складирование, погрузка-выгрузка, изменение параметров грузопотоков, технология работы транспорта и т.д.
Распределение - это учет и управление запасами, комплектация, упаковка и т.д.
Маркетинг - это изучение рынка, организация работы служб снабжения и сбыта, реклама, финансы, создание системы материального поощрения, рекламации, других санкций при выполнении договорных обязательств и т.д.
Потребление - это формирование заказов на поставку, их финансирование, складирование запасов, подготовка к потреблению, переработка и т.д.
Следует отметить, что подсистемы “Транспорт”, “Распределение” и Маркетинг” с целью упрощения системы и в силу близости решаемых задач в некоторых случаях можно объединить в одну подсистему.
Отличительной особенностью построения предложенных схем является однотипный подход, при котором для любой схемы грузопотока основным объединяющим звеном выступает транспорт, маркетинг и распределение. Затем под это звено с обеих сторон делается набор других функциональных звеньев, т.е. предприятий, служб и т.д., участвующих в товарообмене и товарообороте. Такой подход позволяет выделить или заранее заложить в систему логистические схемы микро и среднего уровня с заранее разработанными моделями функционирования в зависимости от поставленных задач.