Лакокрасочные материалы. Окраска автомобилей. Средства для ухода за автомобилем
Существует сухой и мокрый (с водой) способы шлифования. Более распространён мокрый способ, для которого используют водостойкие шлифовальные шкурки.
Химические средства для ухода за автомобилем
По назначению химические средства для ухода за автомобилем подразделяются на следующие виды: моющие, чистящие, полирующие, защитные, герметизирующие, эксплуатационные, вспомогательные.
Моющие средства
По трудности удаления с поверхности автомобиля загрязнения можно условно подразделить на три вида: слабосвязанные (песок с глинистыми примесями), среднесвязанные (песок с глинистыми примесями, а также с примесями органических и масляных веществ) и прочно связанные (частицы асфальта, различные смолистые загрязнения). Слабосвязанные загрязнения можно смыть водой, среднесвязанные и прочносвязанные загрязнения удалить с помощью одной воды не удаётся.
Не рекомендуется использовать для мытья кузова автомобиля обычные синтетические моющие средства, а также мыло.
Для мытья лакокрасочных покрытий, а также обивки и пластмассовых деталей автомобиля применяют автошампуни, куда входят поверхностно активные вещества, спирты, карбоксилметилцеллюлоза, жидкое натриевое стекло и другие вещества. Рецептуры автошампуней подбираются таким образом, чтобы они не оказывали коррозионного действия. Имеются автошампуни, применение которых способствует антикоррозионной защите, они особенно рекомендуются для мытья повреждённого лакокрасочного покрытия.
Существуют моющие средства для мытья и кратковременной консервации лакокрасочных покрытий (Лак Клин).
Высокой эффективностью обладают автопрепараты типа "Автосредство для мытья порогов", предназначенные для промывки закрытых полостей и днища кузова перед антикоррозийной обработкой.
Чистящие средства
Для очистки различных частей и агрегатов автомобиля от загрязнений, которые не удаляются с помощью шампуней (ржавчина, нагар и другие прочносвязанные соединения) используются специальные чистящие средства. Для удаления битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочных поверхностей автомобиля очень эффективны жидкие препараты типа "Автоочиститель битумных пятен" содержащие высокоэффективные растворители.
Для удаления ржавчины химическим способом с металлических поверхностей перед нанесением на них антикоров применяют пастообразные очистители ржавчины типа "Омега – 1".
Для быстрого удаления грязи, масел и других нерастворимых в воде загрязнений с поверхности двигателя и агрегатов эффективные жидкие препараты типа "Автоочиститель двигателя". Его наносят на очищаемую поверхность и через 10 – 15 мин промывают водой до полного удаления образовавшейся эмульсии. Не допускается чистить двигатель с помощью бензина.
Для очистки стёкол кузова автомобиля при умеренных и низких температурах (до – 27 0С) применяют жидкие автопрепараты типа "Автоочиститель – 2 стекол", содержащие спирты, ПАВ и др. Данное средство можно заливать и в бачок омывателя стёкол в чистом виде или разбавив водой в соотношении 1:5. Не рекомендуется мыть стёкла автомобиля очистителем для оконных стёкол.
Для удаления загрязнений с лакокрасочных покрытий и декоративных деталей автомобилей без применения воды (что особенно удобно в зимнее время) применяется "Быстромоющее средство с силиконом"). При пользовании этим средством на очищенной поверхности образуется защитная плёнка, предохраняющая лакокрасочные и гальванические покрытия от вредных атмосферных воздействий. Недопустимо для очистки лакокрасочных поверхностей пользоваться бензином.
Существуют так же средства для удаления накипи из системы охлаждения ("Автоочиститель – 1 накипи"); снятия нагара ("Автоочиститель нагара"); очистки и обезжиривания фрикционных накладок ("Стоп"); удаления льда и инея со стёкол и размораживания замков ("Авторазмораживатель") и другие.
Полирующие средства
Для поддержания и восстановления блеска лакокрасочного покрытия, поддержания срока его службы применяются специальные полирующие средства.
В зависимости от срока эксплуатации автомобиля и состояния лакокрасочного покрытия используют полирующие средства следующих типов:
для новых лакокрасочных покрытий (для автомобилей в первый год эксплуатации);
для обветренных лакокрасочных покрытий (для автомобилей, эксплуатирующихся в течение 2 – 3 лет).
для старых лакокрасочных покрытий (после 3 лет эксплуатации).
При уходе за старым покрытием требуется более длительное полирование поверхности.
Повышения атмосферостойкости достигают введением в состав полирующе-консервирующих средств, специальных добавок, улучшающих физико-механические свойства получаемых на поверхности защитных плёнок, которые в результате могут выдерживать до 5 – 10 моек.