Дизельные топлива
Дизельное топливо – это нефтяная фракция, основу которой составляют углеводороды с температурами кипения в пределах от 200 до 350 0С.
Рабочий процесс в дизельных двигателях принципиально иной чем в карбюраторных. В воздух сжатый в цилиндре до 3 – 7 МПа и нагретый за счёт высокого давления до 500 – 800 0С, под высоким давлением (до 150 МПа) через форсунку впрыскивается топливо. Сложные процессы смесеобразования и сгорания осуществляются за очень небольшой промежуток времени, соответствующий 20 – 250 поворота коленчатого вала (в 10 – 15 раз меньше чем в карбюраторных двигателях).
Для обеспечения в быстроходных дизельных двигателях полного и качественного сгорания топлива к нему предъявляются следующие эксплуатационные требования:
хорошая прокачиваемость;
обеспечение тонкого распыла и хорошее смесеобразование;
уменьшение нагарообразования;
отсутствие коррозионного воздействия на элементы топливоподающей системы и детали двигателя;
химическая стабильность.
Рассмотрим индикаторную диаграмму дизельного двигателя (рисунок 3.1).
Для процесса сгорания смеси в дизельных двигателях характерно образование во внешней оболочке струи впрыскиваемого топлива объёмных очагов пламени, количество которых определяется интенсивностью протекания предпламенных реакций и величиной периода задержки воспламенения.
мягкая работа;
жесткая работа
Рисунок 3.1 – Развёрнутая индикаторная диаграмма дизельного двигателя
На диаграмме можно выделить следующие периоды и характерные точки:
точка 1 – впрыск топлива;
точка 2 – начало горения;
1 – 2 – период задержки воспламенения;
2 – 3 – период быстрого горения;
3 – 4 – период замедленного горения;
после точки 4 – линия расширения.
Если он небольшой, то процесс сгорания протекает благоприятнее, облегчается пуск, обеспечивается мягкая и устойчивая работа двигателя.
Минимальный период задержки воспламенения характерен для топлива с большим количеством легкоокисляющихся углеводородов (парафиновые углеводороды нормального строения).
Жесткая работа двигателя наблюдается при работе на топливе, содержащем трудно окисляющиеся парафиновые углеводороды изомерного строения и ароматики (в бензинах они необходимы). При этом период задержки воспламенения увеличивается.
Жесткость работы двигателя оценивается по величине нарастания давления на 10 поворота коленчатого вала. Двигатель работает мягко при нарастании давления до 0,25 – 0,5 МПа на 10 поворота коленчатого вала, очень жёстко (быстрый выход из строя) при нарастании давления более 0,9 МПа.
Склонность дизельного топлива к самовоспламенению и возникновению жёсткой работы оценивают по цетановому числу. Цетановое число (ЦЧ) – это показатель воспламеняемости дизельного топлива; численно равный объёмному проценту цетана в эталонной смеси, состоящей из цетана (ЦЧ = 100) и a - метилнафталина (ЦЧ = 0), которая в условиях испытания равноценна по воспламеняемости испытуемому топливу.
Для определения самовоспламеняемости дизельного топлива необходимо подобрать такой состав эталонной смеси, при котором бы испытуемое топливо и смесь в стандартных условиях имели одинаковый период задержки самовоспламенения.
Для современных быстроходных дизелей применяют топлива с цетановыми числами 45 – 50. Применение топлив с цетановым числом менее 40 может привести к жесткой работе дизельного двигателя.
Повышение цетанового числа выше 50 нецелесообразно, так как из – за очень малого периода задержки самовоспламенения топливо не успевает распространиться по всей камере сгорания, воспламеняясь и сгорая вблизи форсунки. Поскольку наиболее удалённые от неё порции воздуха не в полной мере участвуют в процессе горения, экономичность двигателя снижается и при этом наблюдается дымление. Цетановые числа топлив могут быть повышены двумя способами: регулированием углеводородного состава или введением специальных присадок.