Эксплуатационные свойства автомобиля
Эксплуатационные свойства автомобиля определяют эффективность и удобство его использования.
К ним относятся: вместимость, динамичность, топливная экономичность, проходимость, устойчивость, управляемость, надежность, долговечность, удобство использования.
Вместимость грузового автомобиля определяется его грузоподъемностью и внутренними размерами кузова, пассажировместимость — количеством пассажиров, которое может одновременно перевозить автобус или легковой автомобиль.
Динамичность автомобиля, т. е. его способность перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью в заданных дорожных условиях, зависит от динамических (тяговых) и тормозных свойств автомобиля.
Топливная экономичность — способность автомобиля осуществлять перевозки при минимальном расходовании топлива на каждый тонно или пассажирокилометр.
Проходимость — свойство автомобиля работать в трудных дорожных условиях и по бездорожью.
Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения (курсовая устойчивость) и противостоять опрокидыванию и заносу.
Управляемость — свойство автомобиля изменять направление движения при изменении положения управляемых колес. Качественно это свойство можно оценивать по степени приближения фактической траектории движения автомобиля к желаемой.
Надежность — свойство автомобиля выполнять перевозки грузов или пассажиров, сохраняя свои эксплуатационные показатели (производительность, экономичность, рентабельность) в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения. Надежность обусловливается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью частей автомобиля.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние — это состояниепри котором дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимых: нарушения требований безопасности, отклонения заданных параметров за установленные пределы, снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой или необходимости проведения капитального ремонта. Показателями долговечности являются средний срок службы (до капитального ремонта, между капитальными ремонтами, до списания) или ресурс, т. е. продолжительность работы от начала эксплуатации (или после капитального ремонта) до наступления предельного состояния.
Удобство использования автомобиля зависит от величины усилий для приведения в действие органов управления к частоты пользования ими; удобства места водителя, вентиляции и отопления кабины; обзорности дороги; простоты обслуживания автомобиля" в пути; простоты выполнения разворотов и маневрирования, приспособленности кузова к погрузкеразгрузке при минимальных затратах труда (погрузочная высота, внутренняя высота фургона, наличие приспособлений для погрузкиразгрузки).
Эксплуатационные свойства автомобиля зависят от конструкции автомобиля и его агрегатов, условий эксплуатации, качества топлива и смазочных материалов, технического состояния автомобиля и мастерства вождения.
Техникоэксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта. Показатели работы характеризуют техническую готовность автомобиля, выпуск его на линию, использование на перевозках и продолжительность работы. Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы автомобилей, отчетности и оценки деятельности автотранспортного предприятия.
Дни пребывания автомобиля на автотранспортном предприятии (календарные дни) складываются из дней нахождения автомобиля в эксплуатации, ремонте и простое. Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиледней АД, парка в. готовом к эксплуатации состоянии на календарные автомобиледни АДК!
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиледней АДа нахождения автомобилей в эксплуатации к автомобиледням АДП работы парка, где автомобиледни ЛДП определяются вычитанием из календарных автомобиледней АДК автомобиледней АД„ нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, в которые п.арк не работает).
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобилей на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материальнотехническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Время пребывания автомобиля в наряде, или продолжительность работы на линии, исчисляется с момента выхода автомобиля из автотранспортного предприятия до момента его возвращения, исключая время отдыха водителя. Время пребывания в. наряде слагается из времени движения, времени планируемых простоев дляпогрузки и выгрузки грузов (посадки и высадки пассажиров) и времени простоя по техническим и организационным причинам.