Якорное устройство

Якорь позволяет удерживать судно в определенном положении, противодействуя в открытом море внешним силам, таким как ветер, морское волнение, течение и т. д.

В основном суда стоят на якоре, когда они находятся на рейде и ждут входа в гавань, а также в аварийных ситуациях, когда, например, судну угрожает посадка на мель.

К якорному устройству относятся: якорь, якорная цепь и якорный шпиль, или якорная лебедка.

Рис. 2.1 - Постановка на якорь и снятие с якоря:

а – якорь скользит по грунту; b – якорь зацепляется; с – якорь

зарывается; d – якорная цепь натягивается; е – якорная цепь вырывает

якорь из грунта; f – якорь поднимается

Якорная цепь соединяет погруженный на морское дно якорь с судном, поэтому она должна воспринимать все внешние силы (давление ветра, удары волн и т. д.), воздействующие на судно. Длина цепи зависит от типа и длины судна. Она намного больше глубины моря в месте стоянки, так как цепь должна так соединять судно с якорем, чтобы сила, воздействующая на якорь, имела горизонтальное направление. Благодаря этому лапы якоря зарываются в грунт.

Рис. 2.2 - Якорная цепь:

а – смычка якорной цепи (с якорной скобой); b – промежуточная

смычка; с – коренная смычка; d – вертлюг; е – длинное звено;

f – большое звено; g – обыкновенное звено; h – звено с распоркой;

i – концевая скоба

Якорная цепь состоит из отдельных звеньев; несколько соединенных между собой звеньев образуют смычку. Отдельные смычки соединяются при помощи соединительных звеньев. Якорь и якорная цепь соединяются друг с другом якорной скобой с вертлюгом, позволяющей цепи вращаться вокруг своей оси. Цепь проходит через углубление в борту у клюза для якоря, через стопор, препятствующий самопроизвольному вытраливанию цепи, и наматывается на цепную звездочку якорной лебедки. Другой конец якорной цепи находится в цепном ящике и прикрепляется к судну посредством скобы.

Рис. 2.3 - Носовое якорное устройство:

1 – якорная лебедка (брашпиль); 2 – стопор для якорной цепи; 3 – труба

якорного клюза; 4 – якорь; 5 – якорная ниша; 6 – цепной ящик;

7 – устройство для крепления якорной цепи; 8 – цепная труба

Якорное устройство находится в носу судна. Там же устанавливается и якорная лебедка. Главной частью лебедки является цепная звездочка, позволяющая осуществлять поднятие якоря с цепью, причем при наматывании звенья цепи могут ложиться на цепную звездочку обеими сторонами. Кроме цепной звездочки якорная лебедка имеет еще швартовные барабаны (турачки) для наматывания швартовов. К носовому якорному устройству относятся два якоря, расположенные по бортам судна. Из-за ограниченной площади для размещения в качестве якорной лебедки используют в якорный шпиль. Он представляет собой возвышающийся над палубой барабан с вертикальной осью вращения. Барабан, служащий в качестве лебедки, имеет в нижней части цепную звездочку. Он приводится в движение электродвигателем, смонтированным в барабане.